ЯрославльВ 1463 г. ярославский князь Александр Федорович отказался от формальной независимости княжества в обмен на вотчины во владениях великого князя Московского. Так Ярославль вошел в состав Русского государства. Новый статус принес городу процветание, он отстроился после пожара, а присоединение к Московскому государству Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств и открытие торгового пути в Европу через Белое море сделали Ярославль центром международной торговли.

Поразительное же архитектурное единство города объясняется тем, что он был почти полностью перестроен после великого пожара 1658 года.

Успешная торговля стимулировала развитие ремесел и изящных искусств.

Сложилась местная иконописная школа, именно в Ярославле работали лучшие русские художники-монументалисты и мастера станковой живописи: Гурий Никитин и Сила Савин, Д. Г. Плеханов, С. С. Холмогорец, Ф. Е. Зубов (отец граверов петровского времени братьев Зубовых). Центральная часть города, соответствующая плану 1718 г., без особых перемен сохранилась до настоящего времени.

Осмотр архитектурных памятников лучше начать со Спасского монастыря, где находятся древнейшие здания города. Собор строили московские мастера, и в его облике заметно сходство с кремлевскими постройками конца XV-XVI веков.

Тогда же храм был расписан, и эти росписи, выполненные московскими и ярославскими мастерами, мы можем видеть и сегодня. От первоначальной крепости сохранились также Святые ворота на южной стене и парадный въезд в монастырь.

По остаткам росписи арок можно составить представление об их былом великолепии.

Монументальная трапезная производит большое впечатление — это постройка на века.

В конце XVI века с западной стороны к трапезной было пристроено богато украшенное здание Настоятельских покоев.

В XVII в. стены и башни были обновлены и перестроены. В 1623 г. возвели северо-западную Богородскую башню, в 1635-м — северо-восточную Угличскую, служившую одновременно и городскими воротами.

Эти квадратные башни, снабженные четырьмя рядами бойниц и увенчанные остроконечными шатрами, делают монастырь похожим на настоящую крепость. Во второй половине XVII века на территории монастыря были возведены двухэтажные корпуса келий и перестроена звонница.

Превращение монастыря в 1787 г. в архиерейский дом — резиденцию архиепископов, переведенную из Ростова, вызвало волну переделок, нарушивших целостность ансамбля. Тогда значительная часть крепостных стен была превращена в декоративную каменную ограду, в углах появились круглые башенки в псевдоготическом стиле.

К югу от собора соорудили монументальную церковь Ярославских чудотворцев (1827-1831), в северо-восточной части сохранились фрагменты древней постройки.

На главной площади Ярославля стоит один из самых прославленных памятников русского зодчества XVII столетия — Ильинская церковь.

Она строилась в 1647-1650 гг. на деньги богатых купцов Скрипиных.

Купцы денег не жалели, поэтому были приглашены лучшие мастера и использованы первоклассные материалы. Внутри храм поражает пышностью убранства: сверкает позолотой резной иконостас в стиле барокко, стены покрыты фресковой росписью, в которой уже не чувствуется того сурового, аскетического духа, что характерен для более ранних образцов русской монументальной живописи.

В галерее обращают на себя внимание фантастические сцены из Апокалипсиса, в них что-то есть от Босха, особенно назидательна история инока Феофила, продавшего свою душу дьяволу. Храм производит сильное впечатление!

На площади до наших дней также сохранились два здания, построенные в конце XVIII века стиле раннего классицизма, — это Присутственные места.

Центральная часть Ярославля представляет собой выдающееся достижение градостроительного искусства: при застройке улиц и площадей соблюдалась определенная этажность и порядок зданий. Лучи улиц были направлены на главные сооружения — крепостные башни, храмы.

Особое место было отведено Ильинской церкви, ставшей центром старой части города.

После осмотра центральной части города стоит совершить прогулку вдоль Волги и Которосли.

На углу улицы Малая Февральская и Волжской набережной сохранился один из первых памятников ярославского посадского зодчества — церковь Рождества Христова, построенная в 1644 году на деньги купцов Назарьевых-Гурьевых. Изящное здание красиво в любую погоду, особенно в солнечную, когда лучи играют на зеленых изразцах высокого крыльца.

Купол придела венчает кованый крест — шедевр кузнечной работы начала XVIII века. Неподалеку от Рождественского храма, во дворе дома, выходящего на улицу Волкова и в Народный переулок, стоит древнейшая в Ярославле каменная постройка на посаде — Никольская церковь, или, как ее называют, церковь Николы Надеина.

Финансировал ее строительство богатый ярославский купец Епифаний Светешников по прозвищу Надей. Однако позже храм перепланировали и достроили.

Роспись храма выполнена в 1640-1641 гг. артелью художников во главе с костромичом Любимом Агеевым. Основной тематикой росписей являются деяния святого Николая Чудотворца, покровителя путешественников и купцов.

Интересны в сюжетном отношении и фрески северо-восточного Благовещенского придела — домовой церкви Надея Светешникова. Здесь художниками проиллюстрирована обличающая корыстолюбие монахов «Притча о юноше, нашедшем злато».

Скажем несколько слов о фортификационных сооружениях Ярославля. За Медведицким оврагом на склоне волжского берега стоит Волжская (Арсенальная) башня — одна из 16 городских башен, возведенных в 1658-1668 годах.

Волжская башня изрядно пострадала от времени и рук человека и лишь немного возвышается над набережной. Вторая из двух сохранившихся башен — Влась-евская (Знаменская) — выглядит более внушительно, но и ее современный вид очень отличается от первоначального облика.

От кремлевских построек на Стрелке сохранились лишь два здания XVII в. — Митрополичьи палаты и церковь Николы «Рубленый город». Митрополичьи палаты были возведены в 1680-х гг. для ростовского митрополита Ионы Сысое-вича.

Здание было сильно перестроено в 1830 году, но после пожара 1918 г. палаты были восстановлены реставраторами во главе с П. Д. Барановским.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом