До появления автомобилей качество дорожной одежды и другие элементы дороги не играли такой большой роли, как сейчас, когда на всех дорогах мы видим преимущественно автомобильное движение. С развитием техники и ростом выпуска автомобилей изменяются и их технические характеристики — грузоподъемность, скорость. Автомобильный транспорт по скорости превзошел речной, морской и железнодорожный и уступает лишь воздушному транспорту Автомобильное движение предъявляет к дороге ряд обязательных требований, которые в основном сводятся к тому, чтобы дорога была максимально прямой, прочной и обеспечивала безопасность движения. Автомобиль должен затратить энергию на преодоление толчков и ударов при наездах колес на неровности дорожного покрытия, т. е. на сопротивление качению, а также на сопротивление воздуха. При движении по пересеченной местности автомобиль, кроме того, затрачивает энергию на преодоление подъема. Разберем действие этих сил на автомобиль.

Сопротивление качению вызывается затратой мощности на преодоление трения между шиной и дорогой, при ударах колес на неровностях дороги, на трение в подшипниках. Эта сила тем меньше действует на автомобиль, чем ровнее поверхность дороги. Вспомните, например, как легко, без всякого напряжения ехать на велосипеде по ровной и гладкой асфальтированной до роге и наоборот, сколько неудобств испытывает велосипедист при езде по булыжной мостовой. Таким образом, можно сделать вывод, что, чем ровнее дорожное покрытие, тем меньше сопротивление качению и быстрее может ехать автомобиль. Сила сопротивлений качению при движении по песку настолько велика, что автомобиль ГАЗ-51 способен идти только на первой передаче, т. е. двигаться со скоростью 7 км/час. а автомобиль ЗИЛ-150 по песку может идти только на 1 г первой или второй передаче, т. е. двигаться со скоростью не более 8 км/час.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом