По мнению работников обследованной железной дороги, для устранения выпирания песка и просадок необходимо принимать толщину балласта под шпалой не менее 0.5 м. Описанная деформация устраняется путем повышения связности мелкозернистых песков, слагающих земляное полотно, что оказывается дешевле. При близком расположении нефтепромыслов необходимый дополнительный слой балласта может быть компенсирован укладкой на поверхность основной площадки грунтов или песков, обработанных отходами нефтяной промышленности. Однако для решения этих вопросов должны быть проведены специальные исследования. Данные обследования движущихся песков на одной из железнодорожных линий, проведенного в июне 1943 г., через два года после сдачи линии в эксплуатацию, показали, что пески к этому времени оказались полностью закрепленными. Исключение представляют площадки станций, где растительный покров постоянно уничтожается и пески находятся в состоянии постоянного движения. Кроме укрепления земляного полотна обычными способами, на этой линии была широко применена мертвая торчковая защита по методу А. А. Ходжаева, участвовавшего в обследовании. Для создания живой защиты на участках торчкового укрепления высевали семена местных трав и кустарников, которые в течение двух лет разрослись мощным покровом на ранее открытых движущихся песках. Столь удачные результаты рекомендованных мероприятий объясняются благоприятными, по сравнению с пустынями Средней Азии, климатическими условиями западной части Прикаспийской низменности (норма осадков 200-250 мм/год). На одной из вновь строящихся линий мероприятия по укреплению земляного полотна сводились к широкому применению камыша и травы нюньки, доставлявшихся на верблюдах к месту работ.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру