Опыт содержания трубчатых дрен на автомобильных дорогах показывает, что они большей частью укладывались без соблюдения надлежащих технических правил и это резко снизило их эффективность. Необходимо отметить, что пока еще нет твердо установившихся взглядов относительно ширины зазора между трубами и конструкции самого стыка дрены в зависимости от значения притока воды в дрену, свойств подстилающих грунтов и фильтрующей обсыпки и т. д. Сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (ВОДГЕО) рекомендуется укладывать бетонные трубы впритык с оставлением зазоров в 2 мм, причем условия работы стыков дрены не оговариваются. В связи с широким применением у нас, особенно в аэродромостроительной практике, асбестоцементных труб стандартной длиной 3 м, теперь обычно принято, наряду с устройством стыка с шириной зазора 2-3 мм, делать пропилы через каждые 30-70 см, т. е. приблизительно через расстояния, равные как бы длине стандартного размера звеньев гончарных, бетонных или керамических труб. При этом необходимость в столь частых пропилах достаточно не обоснована как в теоретическом, так и экспериментальном отношении. В отечественной литературе имеются лишь весьма приближенные расчеты водозахватной способности дрен. В качестве примера можно указать на уравнение С. К. Абрамова, составленное в предположении, что расход воды в подстилающем грунте равен ее расходу в фильтрующей засыпке. То же уравнение может быть переписано для удобства вычисления площади фильтрующих отверстий на 1 пог. м дрены. Нами еще в 1947 г. предлагалось определять площадь фильтрующих отверстий, пользуясь для этой цели известным расчетным уравнением Кожени при гидравлическом градиенте.

Если примем длину звена трубы равной, то площадь фильтрующих отверстий легко установить из выражения.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру