При движении легковых автомобилей не менее значительным шумообразующим источником может оказаться взаимодействие шин с дорожным покрытием. Уровень транспортного шума на некотором удалении от дороги зависит не только от совокупности перечисленных шумообразующих факторов, но и от факторов, влияющих на распространение шума. К последним относятся конструкция земляного полотна (насыпь или выемка), его расположение по отношению к формам рельефа, расстояние от дороги, наличие и характер древонасаждений, наличие и характер застройки вдоль дороги, метеорологическая обстановка, наличие и конструкция противошумных экранов. Как уже указывалось, основная роль в генерировании транспортного шума принадлежит силовым установкам. Уровень шума двигателя внутреннего сгорания в значительной степени зависит от частоты вращения коленчатого вала, что, в свою очередь, предопределяет значимость и других источников шума автомобиля: выхлоп отработавших газов, впуск воздуха, вращение вентилятора, перемещение подвижных частей трансмиссии. Рабочий объем цилиндра играет небольшую роль в образовании шума.

Доказано, что при одинаковой мощности большой двигатель с незначительной частотой вращения производит меньше шума, чем малый двигатель, работающий на высоких оборотах. Эмиссия шума дизеля возрастает пропорционально частоте вращения коленчатого вала в пятой степени, другими словами, увеличение количества оборотов в два раза приводит к увеличению шума в 32 раза. Например, дизель с частотой вращения коленчатого вала 4000 об/мин генерирует шум так же, как 32 одинаковых двигателя, частота вращения которых составляет 2000 об/мин. Эту количественную связь необходимо иметь в виду, когда с помощью более высоких оборотов двигателя стараются увеличить ускорение транспортного средства.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом