Удельный вес этой категории влаги в общем ее балансе имеет практически малое значение. Справедливость приведенных соображений подтверждается многолетними полевыми наблюдениями работы прослойки, построенной в 1937 г. на пучинистом участке одной из дорог, проходящей в районе типично Моренного ландшафта. Участок дороги проходит среди довольно обширной низины, и поэтому весною по обе стороны от него на продолжительное время образуется как бы сплошное озеро. Лугово-подзолистые и торфяно-подзолистые почвы земляного полотна представлены в основном мелкими супесями, переслаивающимися большей частью с пылеватыми суглинками. Среди толщи мелкой супеси встречаются небольшие линзы более крупной супеси и пылеватого грунта. Мелкие супеси, по полевым наблюдениям, переходят в текучее состояние уже при содержании в них воды около 16%, а пылеватые грунты — при 26%. Частая сменяемость грунтов земляного полотна, весьма пестрых по своим свойствам, способствует образованию верховодок.

Грунтовые воды обнаружены зимой 1936 г. на глубине 0.7 м (относительно бровки земляного полотна), в июне 1938 г. — на глубине 1.3 м, в июне 1939 г. — на глубине 0.8-1.1 м и т. д. Глубина промерзания по оси дороги при наличии на проезжей части снежно-ледяного покрова в среднем достигает 1.6 м. Таким образом уровень грунтовых вод поднимается почти до отметки, характеризующей половину общей глубины промерзания. Суровые климатические условия, близкое залегание уровня грунтовых вод и наличие почти повсюду в достаточном количестве гравия обусловили применение на данном участке в качестве противопучинного мероприятия гравийной преграждающей прослойки. Покрытие на данном участке состояло из гравийной смеси, Движение по дороге не превышало 50 автомашин в сутки.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру