Правильный учет влагонакопления в грунтах дает основу для правильной оценки их свойств и, следовательно, для назначения экономной и равнопрочной конструкции дорожной одежды. Ниже излагается теория влагонакопления, которая может быть положена в основу разработки прогноза явления влагонакопления в разных условиях, создания новых, наиболее эффективных способов искусственного регулирования, а также и установления критериев для сравнения новых и применявшихся ранее способов обеспечения прочности дорог. В наличии движения влаги в охлаждаемых влажных грунтах легко можно убедиться путем искусственного промораживания образцов влажного грунта в лаборатории. Для этого нужно, чтобы охлаждение образца происходило только сверху, а нижняя часть образца находилась в процессе опыта в условиях положительных температур. Под влиянием разности температур первоначально установившееся распределение влажности в грунте будет изменяться; внутри колонки грунта образуется ток воды. Вес и объем образца по мере охлаждения будут изменяться, в чем можно убедиться измерением величины вспучивания грунта и определением веса образца. В чистых крупных песчаных грунтах влажность при промерзании уменьшается, а в остальных грунтах влажность увеличивается.

Такое же явление можно обнаружить и в полевых условиях. — На графике изображены результаты полевых наблюдений над ходом промерзания и оттаивания грунта, а также над вспучиванием и осадкой поверхности дорожного покрытия, измеренных посредством нивелировки постоянных точек. Внешними показателями влагонакопления в конкретных условиях промерзания могут быть: а) для полевых наблюдений — коэффициент пучения, который можно выразить в процентах или в см/м; б) для лабораторных исследований мы предлагаем пользоваться отношением, которое представляет собой удельное накопление влаги в процентах или в долях от объема грунта.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру