На полностью очищенной от снега и льда поверхности покрытия условия движения зимой практически мало отличаются от условий движения летом (за исключением случаев микрогололеда, образующегося при определенных сочетаниях температуры и влажности воздуха и покрытия). Зимой наибольшее влияние оказывает коэффициент сцепления колеса с заснеженным покрытием, коэффициент сопротивления качению, ровность поверхности и, особенно, сочетание всех этих параметров. Кроме того, на режим и безопасность движения зимой существенное воздействие оказывает фактически используемая ширина проезжей части, которая даже при хорошем содержании дороги может колебаться в больших пределах. При этом фактически используемая ширина покрытия может быть меньше проектной из-за снежных отложений на прикромочной полосе и больше ширины проезжей части, если движение происходит по уплотненному слою снега, лежащего на всей поверхности дороги. Изменения сцепных качеств покрытий зимой одним из первых в СССР исследовал проф. М. С. Замахаев. В последующем был выполнен ряд работ по изучению сцепных качеств и сопротивления качению заснеженных дорожных и аэродромных покрытий. Обобщение результатов ранее выполненных исследований дано в книге, поэтому здесь не повторяется. Необходимо отметить, что во многих случаях указанные исследования выполнены различными методами и в разных условиях, что не позволяет сопоставить результаты.

Установлено, что при наличии рыхлого снега на покрытии коэффициент сцепления мало зависит от шероховатости, но существенно от толщины слоя, плотности, влажности и температуры снега. В настоящее время имеется возможность определить только общую закономерность изменения коэффициентов сцепления и сопротивления качению от толщины слоя рыхлого снега на покрытии и амплитуду колебаний этих коэффициентов, в которые укладываются результаты измерений, выполненных многими авторами.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру