Лед на городских дорогах образуется главным образом из уплотненного снега при повышении температуры воздуха до положительной и последующем резком ее понижении. Снежно-ледяной накат представляет собой уплотненный снег, содержащий прослойки льда, которые преимущественно располагаются на внешней поверхности слоя и чаще всего в местах интенсивного торможения транспортных средств. Плотность снежно-ледяного наката меняется в пределах 0,6-0,8 г/см3, а его прочность в зависимости от плотности колеблется в пределах показателей уплотненного снега до максимальных, характерных для льда. В связи с этим для скалывания снежно-ледяного наката используют машины, предназначенные для уборки льда. Лед на городских дорогах отличается мелкозернистым строением; кристаллы льда неправильной формы расположены хаотично и поэтому отсутствует какая-либо закономерность в расположении оптических осей кристаллов. Такой лед может быть отнесен к упруго-пластичным телам с квазиизотропными свойствами с постоянной величиной плотности 0,9 г/см3. Прочностные свойства льда зависят от его температуры, с понижением которой прочность льда возрастает. При этом предел прочности льда при сжатии, растяжении и срезе увеличивается по закону, близкому к прямой в пределах изменения температуры до -14 -16°С. Дальнейшее понижение температуры льда оказывает затухающее влияние на эти показатели. Важнейшим свойством льда, образующегося на дорожном покрытии, являются значительные силы смерзания льда с поверхностью асфальтно и цементобетонная. По этой причине при механизированной уборке льда крайне затруднено его полное отделение от поверхности дороги.

Ниже приведены механические свойства льда, измеренные при температуре -10°С.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом