Надо иметь в виду, что одно только преграждение путей движения подземных вод (забивка карстовых пустот, барражи) без выведения на поверхность и. организованного отвода воды по безопасным путям не может быть рекомендовано. Количественная оценка скорости хода карстового процесса и результатов его в виде ослабления несущей способности пород карстующейся толщи и перекрывающих ее слоев (например, определение длительности срока сохранения ими достаточной прочности) пока не может быть дана. Удачное решение задачи безопасного проведения железной дороги непосредственно по участку с карстом путем устройства железобетонного перекрытия слабых участков возможно лить в редких частных случаях. Чаще всего оно не может полностью устранить деформаций пути, так как продолжающийся карстовый процесс может ослабить породы, служащие опорой для таких перекрытий. Предложение устраивать «карстовые фильтры» ставит задачу борьбы с карстом «на голову»: если известны места поглощения воды (воронки, трещины), то проще и полезнее забить места поглощения и отвести воду с поверхности земли. Я хочу дополнить интересный доклад И. В. Попова в части применения электроразведки при изысканиях в районах карста. Карет широко распространен в нашей стране. По данным проф.

Максимовича, площадь поверхности возможного карстования достигает примерно 18 млн. км2. Изыскания в районе карста требуют эффективных методов исследования. Из доклада вытекает, что методы геоморфологии, гидрологии и химические недостаточно эффективны: они не дают проектировщику необходимый материал для проектирования инженерных сооружений. Но совершенно ясно, что широкое развитие этих работ связано с большими затратами, и изыскатели часто вынуждены обходить карстовые участки, вместо того, чтобы их исследовать.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру