Впечатление однообразия усиливается, если прямая дорога проходит по однообразной местности с преобладанием низких насыпей и с длинными незначительными уклонами, а соединение между собой длинных прямых участков происходит под очень малыми углами поворота. В этом примере правильная в общем идея создания наиболее целесообразной, т. е. кратчайшей, дороги благодаря чрезмерности подчеркивания перешла для наблюдателей в свою противоположность. Утомительное однообразие пейзажа подчеркнуто еще и монотонной проектировкой дороги. Это однообразие было бы нарушено, если бы в проекте предусматривалось введение периодических акцентов или активных доминант: хорошо оформленного поворота, вогнутого перелома продольного профиля, наконец просто разрыва в сплошной стене леса, которые создали бы более оживленный ритм вида дороги в ландшафте. Отсутствие активных природных доминант в некоторых случаях приходится возмещать искусственными (расстановкой скульптур, беседок и пр.). Одним из определяющих моментов выразительности формы является правильное отношение размеров отдельных элементов ко всей форме, т. е. создание закономерного контраста малых и больших величин, называемого масштабностью. Из общей теории архитектуры известно, что «в больших архитектурных пространствах для выразительности масштаба большую роль играет соразмерность высот сооружений по отношению к ширине и глубине этих пространств» и что «указателями масштаба могут быть любые объекты, размеры которых хорошо нам знакомы из повседневного опыта».

Для автомобильной дороги такой главной, определяющей величиной является ширина проезжей части. Она не меняется на протяжении всей дороги, и проезжающие невольно сравнивают с нею размеры остальных элементов дороги и придорожного ландшафта.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру