Если раньше глубина промерзания (по оси дороги) составляла, например, в центральных районах в среднем 1.2 м, то в настоящее время она достигает 2 м. Значительное увеличение глубины промерзания и температурных градиентов связано с полным удалением снега с поверхности проезжей части и обочин и с применением усовершенствованных водонепроницаемых покрытий, а также углубленных дорожных канав и т. д. В связи с этим при ширине земляного полотна, предположим, 12 м температурный градиент в горизонтальной плоскости будет равен 10.5°. Между тем раньше, при сохранении снега на дороге и дорожных одеждах типа белых шоссе, значения температурного градиента составляли всего 1.6° Это объясняется тем, что вследствие усилившейся неравномерности распределения температурного поля земляного полотна водный и тепловой его режимы значительно ухудшились. Накопление же влаги, как известно, связано с действием отрицательных температур, проникающих в подстилающий грунт, причем с увеличением значения температурного градиента соответственно повышается и опасность образования пучин. Однако при очень быстром продвижении границы промерзания в теле земляного полотна влага вследствие уменьшения времени не успевает перераспределиться. Поэтому всегда в годы с сильными морозами, при отсутствии в первую половину зимнего периода снегового покрова, редко образуются пучины даже при «дружной» весне, когда подстилающий грунт оттаивает со значительной скоростью. Практика эксплуатации дорог показала, что опасность внешнего проявления процесса пучинообразования повышается, когда подстилающий грунт оттаивает быстро по оси дороги (со скоростью свыше 10 см/сутки) и значительно медленнее на обочинах (со скоростью всего 2-3 см/сутки).

Оставить комментарий

Путешествуем по миру