Не все виды деревьев и кустарников способны хорошо прижиться в придорожной полосе в сложившихся экологических условиях. Значительную тревогу вызывает судьба ценных и традиционных древонасаждений в городах и отдельных регионах. В качестве примера можно назвать крымскую сосну, пирамидальные тополя на бульваре Шевченко в Киеве. В целом для посадки в придорожной полосе пригодны породы, устойчивые против газового загрязнения, образования ветровала и снеголома, нетребовательные к почвам и влажности почв. Примером отрицательного воздействия отработавших газов автомобилей может служить гибель пышной растительности в Лос — Анжелесе, где вдоль бульвара длиной 3 км вместо живых деревьев появились пластмассовые пальмы. Потери в результате влияния смога на растительность в районе Сан-Франциско в 1956 г. составили 1 млн. долларов. Ущерб в Калифорнии от потерь урожая, вызванных смолами, оценен в 6,1 млн. долларов. В целом по США годовой размер убытков, вызванных загрязнением растительности, достигает 500 млн. долларов. Исследования, проведенные Украинской сельскохозяйственной академией по заказу Миндорстроя УССР, показали, что на расстоянии 10 м от дороги при отсутствии защитных древесных насаждений содержание свинца в пробах капусты доходило до 147,17-162,18 мг/кг сухого веса. При таком содержании соединений свинца невозможно использовать культуры в пищевых или фуражных целях.

Сильное загрязнение лугов свинцом, находящимся в отработавших газах, обнаружено вдоль автомагистрали Лозанна — Женева в Швейцарии. Действие свинца, угнетающее рост и развитие растений, выявлено на расстоянии до 100 м от края автомагистрали. Более широкая зона загрязнения свинцом вдоль автомобильных дорог обнаружена в Финляндии (более 300 м). В настоящее время борьба с интоксикацией свинцовыми соединениями сводится к запрещению использования придорожной полосы в качестве пастбищ и для возделывания культур, которые идут в пищу, но в дальнейшем намечается осуществлять специальные мероприятия — озеленение дорог с использованием конструктивно-дендрологического подхода.

Комментарии запрещены.

Путешествуем по миру