На каждой плите можно выделить еще одно расчетное положение нагрузки на полосе наката — в непосредственной близости от поперечного шва, вызывающее наибольшие отрицательные изгибающие моменты. Однако при расчете монолитных покрытий на упрочненных основаниях со стыковыми соединениями в швах сжатия и расширения пока ограничиваются расчетом по первой расчетной схеме на наибольшие положительные изгибающие моменты, которые по абсолютной величине существенно больше отрицательных. В настоящее время расчет рекомендуется вести по трем критериям прочности жесткой дорожной одежды: напряжение растяжения при изгибе в плите покрытия, характеризующее прочность покрытия; напряжение сдвига в основании, характеризующее прочность основания; вертикальный упругий прогиб, характеризующий прочность покрытия и основания, т. е. прочность дорожной одежды в целом. Первое условие прочности состоит в том, что в течение всего срока службы многократно возникающее в покрытии напряжение растяжения при изгибе не должно превышать прочности бетона на растяжение при изгибе. Расчет ведется на суммарный размер движения, приведенный к расчетному автомобилю, т. е. на конец срока службы покрытия.

Второе условие прочности состоит в том, что наибольшие активные напряжения сдвига в основании и в грунте земляного полотна не должны превышать сопротивления соответствующих материалов или грунта сдвигу. По этому условию можно определить необходимую толщину основания под цементобетонное покрытие. Предельное равновесие по сдвигу может быть также выражено через критическое вертикальное сжимающее напряжение определяемое с помощью зависимости Н. П. Пузыревского Условие определяет напряжение, при котором отсутствуют зоны сдвигов. При многократном нагружении в зависимость должна быть введена поправка, учитывающая влияние повторное нагружения на прочностные свойства грунта.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру