Грунтовые воды до глубины 2 мне были обнаружены. Влажность песка основания составляла 11% при полной влагоемкости 12%. В ровиках на уширениях находился слой воды около 3 см. Таким образом переувлажнение подстилающего грунта связано с перераспределением влаги в зимне-весенний период под влиянием температурного градиента. Однако, благодаря дренирующему действию ровиков, относительная влажность нижнего слоя песчаного основания была менее 75%. Вследствие недостаточно тщательной укатки поверхностная вода через щебеночную кору на полосах уширения проникала вниз, тем более что на обочинах находился снег со льдом толщиной до 15 см. Толщина песчаного слоя по оси дороги за 9 лет уменьшилась с 20 до 13 см. Щебень находился как бы в глинистой рубашке, вследствие чего щебеночная кора не имела требуемого скелета. Для устройства ее был применен местный известняк с временным сопротивлением сжатию около 500 кг/см2, который за 9 лет эксплоатации выветрился с поверхности каждой щебенки в среднем до 7 мм. Если принять расчетное значение модуля деформации подстилающего грунта при указанной выше относительной влажности равным 100 кг/см2, то эквивалентный модуль деформации существующей дорожной одежды составит около 400 кг/см2, что при тяжелом движении с интенсивностью около 500 автомашин в сутки является недостаточным. Это соображение подтверждается еще и тем, что на соседнем участке, расположенном ниже по склону всего на 50 м и перестроенном в 1946 г. путем замены песчаного слоя новым, толщиною в 30 см, с укладкой щебня слоем в 18 см (считая в плотном теле) при асфальтовом бетоне в 8 см, не наблюдалось никаких деформаций, хотя относительная влажность подстилающего грунта местами достигала 78%. Эквивалентное значение модуля деформации в данном случае соответствовало 520 кг/см2, что обеспечивало проезд в период оттаивания земляного полотна.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру