Существует ряд методов определения эффективности капиталовложений. В капиталистических странах обычно исходят из принципа, что каждый капитал должен приносить определенный доход. Определяют либо капитал, при наличии которого дорога может существовать без дальнейших расходов, либо определяют ежегодный расход па дорогу с учетом процентов на затраченный капитал. В условиях социалистического хозяйства разными авторами предложено также несколько способов. Учитывая высказанные выше соображения, что основной выбор покрытия делается из более широких предпосылок, чем только стоимость транспортных расходов, невидимому наиболее целесообразным и в то же время простым методом будет следующий. Пределы рентабельности отдельных типов покрытий в разных условиях окажутся различными в зависимости от колебаний в первоначальной стоимости и стоимости ремонта, т. е. в первую очередь от наличия каменных материалов, возможностей и стоимости перевоза их и отчасти климатических условий. При отсутствии каменных материалов, при наличии на месте работ гравия, экономичнее окажутся покрытия с применением, хотя бы в основание, гравийных материалов. При полном отсутствии местных камня и гравия необходимо сопоставить, что выгоднее: возить издалека камень или построить клинкерный завод. Следует отметить, что клинкер становится экономичным только при густой сети дорог, например, при ряде подъездов к одному центру.

При вытянутой дороге только при удачном сочетании месторождений клинкерных и наличия топлива, возможно ставить вопрос о клинкерном производстве. В ряде практических случаев оказывается, что транспорт топлива и затем готового клинкера дороже, чем подвоз издалека каменных материалов, при условии устройства усовершенствованного покрытия мало изнашиваемого (цементобетон, асфальтобетон, внутренняя обработка шоссе). Для определенной дороги выбор типа в пределах определенной группы покрытий зависит, главным образом, от дальности подвозки каменных материалов.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру