Теория деформаций грунтовых сооружений была изложена русским инженером проф. Л. Н. Бернацким, указавшим в критической части своей работы рациональные пути развития механики грунтов в связи с изучением их в природной обстановке. В дальнейшем развитии механики грунтов самостоятельные направления были созданы русскими учеными Н. М. Герсевановым (динамика грунтовой массы) и Г. И. Покровским (теоретическая физика грунта как дисперсной системы). Широко развившаяся теория механики грунтов, обогатившая науку работами крупнейшего принципиального и теоретического значения, не находит, однако, безоговорочного применения в проектной и строительной практике, связанной с грунтовыми сооружениями. Причиной этого является уже упомянутое непостоянство геологических свойств грунта и изменяемость их в связи с условиями режима, исключающие возможность подстановки в формулы механики грунтов достаточно надежных характеристик качества материала. Крупные работы, имеющие целью объединение знаний о грунтах вокруг конкретных решений задачи обеспечения устойчивости земляного полотна железных и автомобильных дорог, выполнены Л. Н. Вернадским, А. В. Ливеровским, Б. Н. Веюнисовым, Н. Н. Ивановым и др. Но авторы этих работ по необходимости приходили к своим выводам через голову грунтоведов, выражая свойства грунта некоторыми условными показателями, вытекающими не из физической природы грунта, а из механической схемы рассматриваемой задачи.

Заслугой названных авторов является ясная формулировка схемы инженерного решения, предъявление требований к характеристике свойств грунта как материала, участвующего в практическом решении этой схемы, и конкретное указание неточностей знания и слабых мест теории, препятствующих доведению до конца решения и требующих серьезных усилий работников науки для устранения этого разрыва.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру