Обыкновенное щебеночное шоссе, так широко применявшееся во всем мире для конного транспорта и вполне его удовлетворявшее, оказалось вовсе непригодным для автодвижения. Тангенциальные усилия на ведущих колесах автомобиля и воздушные вихри, образующиеся сзади быстроходных автомашин, требуют, чтобы верхним часть одежды обладала достаточной связностью, чему совершенно по удовлетворяет шоссе, связанное водным раствором, так называема водосвязное шоссе (wasserbnnd, wasscgebundene). Поэтому автомобильная дорога должна иметь искусственно связанный верхний слон. Толщина связанной корки зависит от размера автодвижения и от типа преобладающих машин. При дешевом гравии экономичнее сделать основание из гравия. Мягкие материалы требуют для уменьшения своего износа связующих материалов уже при меньшем грузообороте, чем более крепкие. Если тип верхних слоев покрытия может выбираться в зависимости от ряда упомянутых выше причин, то тип основания должен исключительно зависеть от наличных местных материалов. Толщина всего покрытия, разумеется, будет зависеть от назначения дороги и от. характера и размера движения.

Верхний слой износа в ряде случаев можно рассчитывать на движение лет, тогда как тип основания и его толщина должны выбираться для предстоящего движения на ряд лет, т. е. с учетом общего хозяйственно-экономического и оборонного значения дороги. Последнее относится в равной степени к. таким покрытиям, которые трудно поддаются утолщению (например, бетонные дороги). Выбор между связующими материалами минеральными и органическими может быть сделай, основываясь на следующих предпосылках. Минеральные связующие материалы дают покрытия жесткие, тогда как органические материалы дают более или менее пластичные покрытия. Поэтому первые способны, вообще говоря, сопротивляться изгибу, тогда как вторые могут только распределять давление па нижние слои. Отсюда вывод, что. например, покрытие нет смысла строить па особо, тогда как, скажем, асфальтовое покрытие требует обязательно прочного основания.

Поэтому при постепенном улучшении покрытий асфальтобетон вполне уместен, цементный же бетон требует перестройки всей дороги.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру