Снежный вал, возникающий за преградами, при турбулентном режиме течения потока при срыве струй имеет «угол естественного откоса», тангенс которого равен 1:10. Эта особенность снежных отложений при турбулентном потоке двухфазной смеси (снег + воздух) заложена в основу проектирования выемок специального профиля с боковыми резервами шириной 8-20 м в зависимости от глубины выемки, направления частодействуюших ветров и объема снегоприноса. Создание выемок специального профиля при глубине до 2 м почти полностью предотвращает заносимость, но приводит к увеличению объема земляных работ на 60-70% по сравнению с типовыми профилями. Исследования показывают, что в самом начале зимы, когда в раскрытых выемках еще не образовался снежный покров и поперечный профиль их не искажен накопившимися отложениями, значительная часть переносимого метелями снега действительно проносится через такие выемки. По данным Е. П. Андрулионисав этот период переносится через раскрытые выемки от 70-90% всего объема, участвующего в переносе. Однако в процессе очистки дороги (даже если она выполняется качественно) поперечный профиль раскрытых выемок искажается и объем задерживающегося в них снега быстро растет, пока пронос не прекращается полностью. С этого времени раскрытые выемки превращаются в сильнозаносимые. По указанным причинам в настоящее время такие выемки везде ограждают средствами снегозащиты. Наблюдения за снежными отложениями на дороге Куйбышев — Уфа зимой 1981-1982 гг. в выемках с пологими и крутыми откосами показали, что все они заносятся, если в течение зимы приносится достаточный объем снега для образования заносов, но ход образования снежных отложений зависит от формы выемок. В выемках с крутыми откосами отложения возникают сначала на откосах, затем спускаются на дорожное полотно. В выемках с пологими откосами (1:4) снег сразу проносится на проезжую часть и здесь откладывается.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру