Я хочу остановиться на двух довольно серьезных вопросах по докладу Н. П. Кузнецовой. Первый вопрос — об усадке торфа. Под влиянием усадки торфяных залежей, как отмечала Н. П. Кузнецова, происходит резкое изменение и деформация насыпей, возведенных на болотах. Бывают случаи, когда возведенная строго в соответствии с действующими правилами насыпь на следующий год после постройки получает большие деформации и требует значительных досыпок грунта; устройство покрытия в первый год строительства на таких насыпях невозможно. В действующих «Правилах» и «Технических условиях» Главного управления шоссейных дорог и Министерства путей сообщения этот момент не нашел достаточного отражения. Поэтому следует в постановлении конференции по настоящему докладу дать рекомендацию обоим упомянутым ведомствам отразить в соответствующих технических документах влияние усадки торфа на устойчивость насыпей на болотах. Следующий важный вопрос, который затрагивался здесь Н. П. Кузнецовой, касается инженерных расчетов устойчивости насыпей на болотах. Хотя Н. П. Кузнецова и рассмотрела способы производства работ в различных условиях местности, но на этом вопросе следует остановиться несколько подробнее.

Вполне соглашаясь с проф. Соловьевым относительно того, что ни одна формула не дает права рассчитывать на получение величин возможных деформаций с точностью до сантиметров, я хочу тем не менее отметить, что если в наших руках имеется способ, который позволяет уменьшить ошибки расчета, им следует воспользоваться. В практике дорожного строительства теперь довольно часто стали применяться насыпи, взвешенные в торфе. При этих условиях расчет осадки насыпи играет немаловажную роль.

Два года назад расчет суммарной осадки насыпей на болотах, особенно на болотах, заполненных торфом, производился большей частью по формуле, предложенной проф. Н. Н. Ивановым.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом