Для закрепления на головках валов и осей вращающихся вместе с ними деталей (зубчатых колес, шкивов и др.) применяют специальные детали, называемые шпонками. На валу 2 и в ступице закрепляемой ка нем детали вырезается канавка, соответствующая размерам шпонки. Шпонка, введенная в образовавшийся паз, может передавать крутящий момент от вала к закрепляемой на нем детали и наоборот. Размеры шпонок стандартизованы и выбирают их по диаметру вала. В авто — и тракторостроении, дорожном машиностроении, станкостроении и др. большое распространение получили шлицевые соединения. При этом соединении на валу вырезают неглубокие канавки, число которых может быть различно. Образовавшиеся выступы могут быть прямоугольными, треугольными или иметь эвольвентную форму. Отверстие в ступице 4 закрепляемой на валу 3 детали имеет форму, соответствующую профилю канавок и выступов на валу. К преимуществам шлицевых соединений по сравнению со шпоночными относятся: меньшее ослабление вала, лучшее центрирование детали на валу и большая поверхность контакта, что обеспечивает малые напряжения смятия. Это делает шлицы незаменимыми в тех случаях, когда необходимо сделать подвижное соединение (перемещение детали вдоль вала во время работы).

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом