При применении общих краевых условий точные аналитические методы решения этих уравнений невозможны. Для сохранения физической сущности процессов переноса и приближения к реальным условиям эксплуатации автомобильной дороги наиболее приемлемы численные методы, прежде всего метод конечных разностей (метод сеток). При постановке задачи, в качестве функции влагосодержания в уравнения переноса введен потенциал влажности. Применение потенциала влажности рекомендовал по акад. А. В. Лыковым (1963) при расчетах влажности иных полей в многослойных системах, состоящих из материалов, значительно различающихся по своим проводящим свойствам.

К таким системам относятся и дорожные одежды. Потенциал влажности в процессе переноса влаги играет ту же роль, что и температура при переносе тепла. Он является функцией влажности температуры, вида материала и др. Реализация поставленных задач была произведена на ЭЦВМ «Минск-22М». В качестве граничных условий рода на поверхности дорожного полотна принимали значения температуры и потенциала влажности, заданные в зависимости от времени. В расчетах температуры поверхности покрытия и обочин учитывалось ее повышение за счет солнечной радиации. Граничные условия по влажности назначались с учетом впитывания дождевой влаги в дорожное полотно. Временной шаг сеточной модели Дт, определенный из условия устойчивости решения конечно-разностных уравнений, когда ошибки округления в процессе машинного счета затухают, оказался равным суткам. Координатные шаги назначены из условия сходимости приближенного решения. Они были приняты переменными с таким расчетом, чтобы узлы разностной сетки при счете на ЭЦВМ постоянно попадали как на границы раздела конструктивных слоев дорожной одежды, так и на колеблющийся горизонт грунтовых и поверхностных вод, и изменялись в пределах от 4 до 50 см. В расчете была принята дорожная одежда, состоящая из асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см, основания из укрепленной цементом дресвы толщиной 16 и 1 20 см подстилающего слоя из неукрепленной дресвы.

Грунт земляного полотна — тяжелый суглинок.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру