В качестве одной из мер защиты дорог от снежных заносов в условиях Заполярья проф. А. А. Комаров предложил насыпи особого профиля. При этом со стороны господствующих ветров устраивают резервы с таким расчетом, чтобы разность между бровкой земляного полотна и дном резерва была в пределах 1,5 м. Ширина резерва составляет 6-10 м в зависимости от высоты насыпи, направления господствующих ветров и объема снегоприноса. Выбор оптимальной высоты насыпи в условиях огромных снегопереносов — весьма сложная задача, так как многие факторы, влияющие на ее решение, носят вероятностный характер. Таковы характеристики метеорологических условий, эксплуатационные затраты и др. Для решения этой задачи предлагается использовать теорию статистических решений, теорию игр. Участниками игр. являются, с одной стороны, природа, с другой — проектная организация. Стратегией природы можно считать возможных ее состояний, а стратегией проектной организации возможных технических решений. Сущность задачи состоит в следующем. Предположим, имеется перечень возможных стратегий природы. В качестве этих стратегий можно принять степень заносимости дорог. Закономерность применения стратегий в каждый конкретный момент времени неизвестна, но известны вероятности их появления.

Вероятности появления различной степени заносимости в определенном районе могут быть получены на основе анализа метеорологических наблюдений за ряд лет. В свою очередь, проектировщик располагает вариантами технических решений для предотвращения снежных заносов на дорогах, реализация которых при наступлении разных состояний природы приводит к затратам. В качестве таких решений проектировщика может быть назначение разной высоты насыпи. При обосновании высоты незаносимой насыпи этим методом можно учесть различную незаносимость, возникающую с той или иной степенью вероятности, а также капитальные вложения в зависимости от принятого конструктивного решения и эксплуатационные затраты.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру