Остальные основания в верхней своей части требуют одинакового материала — щебня. В нижней части всегда целесообразно применять более крупный материал или в виде правильных камней, или в виде наброски. Устройство двухслойного шоссе из нормального щебня может быть оправдано только в исключительных случаях. Всеобще признанных норм для каменных материалов основания не существует. В отдельных странах, в зависимости от наличия каменных ресурсов, требования предъявляются довольно различные. Так, в Германии и Англии требования значительно выше, чем в других странах. В США применяются для и мягкие материалы, однако более пли менее официальные технические условия ставят для каменных материалов оснований довольно жесткие требования. Следует отметить, что в отдельных случаях испытания материалов производят по различным методам и поэтому не всегда возможно произвести сопоставление. В Европе обычно на первом месте ставится сопротивление сжатию, а затем износ, сопротивление ударам, водопоглощаемость. В США основным признаком считается износ в барабане Деваля и затем сопротивление ударам.

По нашему стандарту 1933 г. такой камень относится к средним каменным породам. Предварительные технические условия Американского Общества дорожных администраторов допускают для основания в виде щебеночного шоссе и цементного бетона износ в барабане Деваля до 8%, при сопротивлении на удар — 5.1 Это уже соответствует мягким каменным материалам по нашему стандарту (сопротивление сжатию не менее 300 кг/см2, износ в барабане Деваля не более 9%). Если в слое износа изнашиваемость материала является основной характеристикой, то в основании, где давления измеряются максимально несколькими десятками кг, и обычно ниже,- главной характеристикой должно быть действию мороза, который вызвать разрушение отдельных камней и этим нарушить прочность покрытия. В частности, для пакеляжа можно применять камень с сопротивлением сжатию не менее 300 кг/см2, а в отдельных случаях и до 200 кг/см2. Щебень для нижнего слоя щебеночного покрытия может изготовляться из такого же камня при условии, чтобы износ в барабане Деваля не превышал 12%, особенно если верхняя часть покрытия строится не одновременно.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом