Реставрация достопримечательностейПосле смерти Сталина началась реставрация Манежа, и с 1957 года здание известно как Центральный выставочный зал, ставший местом проведения выставок художников, ярмарок и других мероприятий. Именно там проходила знаменитая выставка художников-авангардистов 1962 года, которую посетил Никита Хрущев и подверг резкой критике. Но авангард вернулся в Манеж, в 1990-е годы там проходила ярмарка авангардного искусства «ART-MIF», многочисленные выставки и перформансы.

До пожара 2004 года Манеж постоянно эксплуатировался в качестве торговой и выставочной площадки.

Пожар вспыхнул 14 марта 2004 года, в день выборов президента России. Огонь уничтожил большую часть выставки произведений российских театральных художников, сгорела кровля, выстояли только массивные наружные стены.

Реставрация продолжалась чуть больше года, Манеж вновь был открыт в апреле 2005 года. Здание было полностью перестроено и оборудовано лифтами и эскалаторами.

Перестройку Манежа восприняли неоднозначно. Действительно, здание утратило первоначальный облик, зато увеличились выставочные площади и количество парковочных мест вблизи Кремля.

Совсем недалеко от Кремля — на расстоянии пешей прогулки — расположены Большой и Малый театры, Третьяковская галерея.

Когда П. М. Третьяков передал галерею в дар Москве, в ней было 1200 картин и 500 рисунков; в первый год ее посетило 8 тысяч человек. В 1927-1935 годах к старому зданию -1 по проекту А. В. Щусева пристроили еще 16 залов, что увеличило площадь экспозиции почти в два раза.

Сейчас в Третьяковской галерее более 5 тысяч полотен, свыше 3 тысяч произведений древнерусского искусства, 900 скульптурных работ, более 30 тысяч рисунков и гравюр. Движемся далее.

Перед нами одна из наиболее известных московских площадей — Лубянская.

Сразу обращает на себя внимание дом страхового общества «Россия», точнее — комплекс из двух зданий.

Эти два здания разных периодов составляют единое целое, но немногие восхищаются красотой архитектурного ансамбля этих мест.

Именно здесь, на Лубянской площади и на улице Большая Лубянка, с первых лет советской власти начала работу ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Ее возглавлял верный соратник Ульянова-Ленина, профессиональный революционер Феликс Эдмундович Дзержинский, «железный Феликс». Рабочий кабинет Дзержинского в 1918-1920 годах размещался в доме № 11 по улице Большая Лубянка, в этом и соседних зданиях затем долгие годы находилось московское городское и областное управление КГБ. Дзержинский до самой смерти возглавлял ВЧК, реорганизованную в 1922 году в ГПУ, затем — в ОГПУ, и после его кончины в 1926 году Лубянская площадь была переименована в площадь Дзержинского.

В 1958 году в центре площади был установлен памятник Дзержинскому работы Е. В. Вучетича.

И памятник, и постамент были убраны в августе 1991 года. Теперь Лубянка знаменита другим памятником — Соловецким камнем, привезенным из Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) и установленным в память всех жертв репрессий.

Здание станции метро «Лубянка» на Лубянской площади выстроено там, где еще в 30-е годы прошлого столетия проходила стена Китай-города с Никольскими воротами и башней. От Лубянской площади вниз к Неглинке идет Пушечная улица.

Пушечный двор в Москве XV-XVII веков был первым артиллерийским заводом на Руси.

Советская власть усердно «очищала» Москву от культовых зданий, но многие храмы уцелели, хотя десятилетиями их здания использовали не по назначению.

Повезло и одному из красивейших храмовых комплексов Москвы — Новодевичьему монастырю. Вернее, дважды повезло.

В 1812 году, когда французские войска вошли в Москву, Наполеон посетил монастырь. А когда французы уходили, император лично отдал приказ взорвать храм.

Взрывчатку заложили, даже фитили подожги, но ключница по имени Сара потушила огонь и спасла здание.

Обитель была основана в первой четверти XVI века Василием III — он дал обет построить храм, если Смоленск будет возвращен России. Название монастыря говорит само за себя: сюда поступали дочери и сестры наиболее знатных фамилий, а случалось, и царской.

После смерти царя Федора Ивановича (1598) сюда удалилась его вдова, царица Ирина. Царевну же Софью в Новодевичий заточил ее брат Петр I, сюда же он велел привозить своих незаконных потомков, коих было немало.

Монастырь обнесен мощными каменными стенами. Его колокольня считается самой красивой колокольней России.

«Колокольня Ивана Великого, — писал великий русский зодчий В. И. Баженов, — достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря архитектора Потапова более обольстит очи человека, вкус имеющего».

Смоленский собор, входящий в комплекс монастыря, внешне напоминает Успенский собор Московского Кремля, а его внутреннее оформление отличается особым строгим изяществом. На монастырском кладбище погребено множество представителей российской элиты разных периодов.

Здесь похоронены Н. В.Гоголь и А. П.Чехов, их могилы расположены по соседству.

Чуть дальше — знаменитая «мха-товская аллея». Тут покоятся знаменитые деятели театрального искусства.

Вокруг множество известных имен советского периода. Скульптор Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на Старой территории кладбища.

Любопытный момент: на памятнике Замкова лаконичная надпись: «Я отдал людям все». Когда умерла Мухина, ее ученица Зелинская написала на ее памятнике: «…

я тоже». Читая фамилии на памятниках, понимаешь, что по иронии судьбы здесь лежат рядом палачи и их жертвы.

Цвет интеллигенции, пострадавшей от репрессий: академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, поэт Заболоцкий.

И по соседству — ближайший соратник Сталина Лазарь Каганович и прочие служители его ведомства.

Большой популярностью пользуется могила жены Сталина — Надежды Аллилуевой, загадочная смерть которой до сих пор будоражит воображение людей. Кстати, имейте в виду, что для посещения кладбища при себе нужно обязательно иметь документы и сто рублей — на входной билет.

Один из самых интересных памятников Новодевичьего кладбища — памятник Хрущеву работы Эрнста Неизвестного: сочетание черного и белого, ломаные линии… Концептуальная вещь, лишний раз напоминающая о том, что Хрущев был личностью сложной и неоднозначной.

Продолжая тему московских некрополей, стоит упомянуть второе известное широкой публике кладбище — Ваганьковское. Оно расположено в северо-западной части города, в районе площади Краснопресненская застава.

Кладбище было основано близ села Новое Ваганьково в 1771 г., во время эпидемии чумы.

Комплекс построек у входа в стиле московского ампира очень красив и отвечает христианской идее, что похороны должны проходить в светлой печали.

Церковь Воскресения построена в 1819- 1824 гг. архитектором А. Г. Григорьевым и представляет интерес как памятник церковного зодчества.

На Ваганьковском хоронили жертв чумы, воинов, павших на Бородинском поле, погибших на Ходынке. Там же похоронены многие декабристы, в частности А. П. Беляев и М. А. Бестужев, великий знаток русского языка и составитель знаменитого словаря В. И. Даль.

Здесь можно найти множество имен из мира литературы и искусства.

На кладбище покоятся русские художники В. И.Суриков, А. К.Саврасов, В. В.Пу-кирев, В. А. Тропинин, композиторы A. Н. Верстовский, С. С. Гулак-Артемовский; актеры Ю. А. Завадский, П. С. Мочалов, А. А. Миронов.

В. М. Соломин, поэт и бард Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий.

Одна из самых посещаемых могил Ваганьковского — могила Сергея Есенина.

А кроме того, на Ваганьковском похоронены Герои Советского Союза, в том числе и последние Герои Советского Союза Д. А. Комарь, И. М. Кричевский, B. А. Усов, погибшие во время августовских событий 1991 года.

Еще одно из традиционного мест паломничества гостей столицы — ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства).

Сейчас это гигантский комплекс с торговыми центрами, обновленными выставочными павильонами и симпатичными зелеными зонами.

Выставка, которая называлась вначале ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка), открылась в августе 1939 года. Она поразила своим размахом как советских граждан, так и иностранных гостей: город в городе, площадью 136 гектаров с обширным парком, прудами, павильонами и сельскохозяйственными постройками.

В общей сложности она включала в себя 250 больших и малых зданий.

От арки главного входа широкая аллея вела к главному павильону. Рядом располагалась 52-хметровая башня с 13-метровой статуей «Рабочий и колхозница».

Эта скульптура В. И. Мухиной стала эмблемой ВСХВ и символом веры в светлое будущее.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.