Великие русские художникиВеликие русские художники Феофан Грек (около 1340 — после 1405) Феофан Грек был одним из крупнейших мастеров Средневековья. Его работы, выполненные в Византии, не сохранились.

Все известные его произведения были созданы на Руси, где он прожил более тридцати лет. Именно Феофан Грек познакомил русских мастеров с высочайшими достижениями византийской духовной культуры. Сведений о Феофане сохранилось немного.

Из послания московского духовного писателя и художника Епифания Премудрого архимандриту Спасо-Афа-насиева монастыря Кириллу известно, что Феофан, «родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Руси.

По Новгородской летописи первая работа Феофана датируется 1378 годом. Летописи говорят о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения.

Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера.

Но она, к сожалению, сохранилась фрагментарно. В куполе храма изображена полуфигура Христа Панто-кратора, окруженная архангелами и серафимами.

В барабане — изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше.

Придел расписан изображениями святых, композициями «Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана очень индивидуальна.

Она отличается экспрессивностью, темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа.

После 1378 г. Феофан, по-видимому, продолжал работать в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли. Приблизительно с 1390 года он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный.

Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня — икона «Богоматерь Донская» (на ее обороте — «Успение»), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля. Некоторые исследователи связывают ее с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил также несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах.

Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Феофан Грек нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние и на его современников и на последующие поколения русских художников.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.