Культурные традиции славянПосле принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…». В храмах богослужение совершалось на понятном народу славянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены братьями Кириллом и Мефодием.

Православие частично ассимилировало в себя прежние культурные традиции славян.

Это в целом обогатило русскую культуру, сделав ее весьма самобытной и неповторимой.

Но смена базовых культурных основ не могла протекать совсем безболезненно. Понимая это, князь Владимир «отбирает у лучших граждан детей и отдает их церквям, духовенству учиться грамоте и вместе воспитываться в христианском духе».

Так же поступает в Новгороде Ярослав — сын Владимира.

С появлением грамотных граждан растут духовные запросы населения, переводится с греческого языка религиозная литература, распространяются в списках русские книги. Выходит знаменитая «Русская правда» — свод законов, составленный при Ярославе Мудром, «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть временных лет» Нестора-летописца.

Наиболее ярким памятником культуры той поры является знаменитая поэма «Слово о полку Игореве», написанная безвестным автором в XII веке. Фактически это первое светское литературное художественное произведение того времени.

При Ярославе Мудром велась работа по переводу византийских и других книг на церковнославянский и древнерусский языки, развивалось летописание.

Ярослав был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями.

Он вел политику, которая укрепила международный престиж Киевского государства. Ярослав Мудрый понимал, что подлинное могущество государства достигается не в беспрестанной гражданской войне, а с помощью мира и стабильности.

Ярослав Мудрый был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку.

При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

В ходе археологических раскопок было найдено большое число берестяных грамот, свидетельствующих, что чтение и письмо в Древней Руси было распространено не только среди знати и духовенства, но и в других социальных слоях.

Как отмечал русский ученый, историк-этнолог Л. Н. Гумилев, «…

в отличие от Западной Европы на Руси было много грамотных, так как религиозные книги на понятном славянском языке были доступны читателям; а на Западе для тех же целей требовалось знание латинского языка».

Монголо-татарское нашествие нанесло значительный урон культуре Древней Руси в целом.

Резко снизилось и количество грамотных людей. Так, в начале XVI века новгородский архиепископ Геннадий обращался с просьбой к Московскому митрополиту «печаловаться перед государем, чтобы велел училища учинить», а то в приходе «не можем найти кто бы горажд был грамоте».

На созванном Иваном Грозным Стоглавом церковном соборе в 1551 году встал вопрос о необходимости обучать священнослужителей грамоте. Собор постановил открыть училища, в которых бы изучались «грамота, книжное письмо, церковное пение и аналойное чтение».

Учиться в них могли не только дети духовенства, но и дети «православных христиан».

Культура получила новый толчок для развития.

В 1563 году в Москве в Китай-городе открывается первая русская государственная типография — Печатный Двор. Началась эпоха печатных книг.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом