Литературные жанрыОдним из основных литературных жанров в 60-е годы становится очерк, описывающий народную жизнь. Такие очерки принадлежали перу писателей-разночинцев Н. В. Успенского, Ф. М. Решетникова, Н. Г. Помяловского, А. И. Левитова.

Самым известным стал цикл М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки», в которых была показана широкая картина русской жизни, говорящая о неизбежности перемен. Появляются выдающиеся произведения русского критического реализма в жанре романа: «Записки из мертвого дома» Достоевского, «Тысяча душ»Писемского, «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» Тургенева, роман «Обломов» Гончарова, роман «Что делать?

» Чернышевского.

Одновременно с романами о «новых людях» стали печататься и так называемые антинигилистические романы, в которых утверждалось, что идеи революции враждебны народу и чужды русскому сознанию. Ф. М. Достоевский публикует свой роман «Преступление и наказание», в котором говорит о необходимости борьбы с миропорядком, основанным на страданиях и унижении человека человеком.

Позже, на рубеже 70-80-х годов Достоевский пишет один из величайших социально-философских романов — «Братья Карамазовы», показывая пореформенную Россию, ее социальные противоречия и напряженную борьбу идей — философских и нравственных.

Романы Достоевского стали важной вехой на пути развития не только русской цивилизации, но и духовной культуры человечества. Творчество Достоевского посвящено постижению глубин человеческого духа.

Несмотря на известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.

В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться.

В 70-е годы появляется подлинная «энциклопедия русской жизни» — поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?

» В ней показан закат помещичьей власти, последствия крестьянской реформы, вековое терпение и нарастающий протест народа.

Поэма Некрасова стала новаторским художественным явлением в истории русского реалистического эпоса. На становление сценического реализма в России и реалистической школы актерского мастерства оказала влияние драматургия А. Н. Островского.

В его пьесах «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» говорилось о неизбежности ухода дворянства с исторической арены, нравственной чистоте людей, не желающих принять мир наживы и лжи, осуждалась власть денег, которая калечит душу человека. Ожидание перемен в русской жизни определило особый характер творчества А. П. Чехова, выступившего с рассказами о быте и нравах мещанства.

В своих повестях, рассказах и пьесах Чехов показал «трагизм мелочей», трагедию человека, задавленного тусклой обыденщиной. Разработанные Чеховым новые литературные формы оказали большое влияние на развитие русской и мировой новеллистики и драматургии.

Максим Горький принес в литературу стихийный протест народных масс и народную мечту о социальной справедливости. Он воплотил эту мечту в легендарно-фольклорных и аллегорических образах «Макара Чудры», «Старухи Изергиль», «Песне о Соколе».

В начале XX века в расцвете таланта находились такие русские писатели, как A. А. Блок, И. А. Бунин, В. В. Маяковский, B. Я. Брюсов. Продолжали писать уже ставшие классиками русской литературы Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Развивалось появившееся еще в конце XIX века новое направление — символизм.

Представлявшие это направление К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус провозгласили «…

три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Символисты объединялись вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно».

В начале XX века появилось поколение «младших» символистов, к которому относились А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов, С. М. Соловьев.

Это новое поколение символистов ориентировалось на национальные традиции, проявляло интерес к русской литературе и истории, проповедало веру в особую миссию России. Начало века характеризуется консолидацией в лагере демократической литературы.

С приходом Горького в петербургское товарищество «Знание» это издательство выпускает такие произведения, как «Мать», «Лето», «Городок Оку-ров» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Чернозем» Бунина, «Поединок» Куприна, «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «К звездам» Андреева, произведения Серафимовича и Сергеева-Ценского. На страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» появляются произведения талантливых сатириков Саши Черного, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, В. В. Маяковского.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом