Памятник гражданской архитектурыВ 1686-1692 гг. у южной стены монастыря было воздвигнуто здание трапезной с церковью Сергия, окруженной открытой галереей — «гульбищем». Это типичный образчик «московского барокко». Между трапезной и Духовской церковью расположена одноглавая, необычной формы Михеевская церковь (1734), сохранившая модную в первой половине XVIII в. форму двухъярусной кровли «на голландский манер».

Вдоль западной стены лавры разместился целый ряд построек.

Непосредственно за Троицким собором в 1781 г. была поставлена ризница, предназначенная для хранения монастырских сокровищ.

Вплотную к ней примыкает Казначейский корпус — административное здание. Севернее расположены Больничные палаты.

Это двухэтажное здание, предназначенное для проживания престарелых монахов, состоит из нескольких помещений с возвышающейся посередине одноапсидной шатровой церковью Зосимы и Савватия. Рядом с Больничными палатами находится бело-голубая восьмигранная ротонда Смоленской церкви (середина XVIII в.). Автором ее проекта считается известный зодчий Д. В. Ухтомский.

Приглашение такой знаменитости, возможно, связано с тем, что заказчиком был А. Г Разумовский — фаворит императрицы Елизаветы Петровны. Между Смоленской церковью и Успенским собором возвышается величественная и богато декорированная колокольня, возводившаяся в течение почти 30 лет (1741-1769).

По ходу строительства менялись проекты и архитекторы, но в результате колокольня выросла до 88 метров, став выше самого высокого здания Москвы — колокольни Ивана Великого. К северу от Успенского собора и колокольни находится памятник гражданской архитектуры, так называемые Чертоги.

Этот дворец, воздвигнутый в конце XVII в., был предназначен для царя, совершавшего ежегодное пешее паломничество от Москвы к Троице. Здание сохранило декоративное убранство в духе «московского барокко» — белокаменную резьбу и изразцовые оконные наличники.

Вдоль восточной стены непрерывной цепочкой выстроились примыкающие друг к другу монашеские кельи.

Сооруженные в XVII веке из кирпича, эти здания были перестроены уже в XVIII веке, но посетить их интересно. Можно составить представление о быте монахов, среди которых было множество мастеров, по большей части ювелиров и иконописцев.

Над Святыми воротами монастыря возвышается Предтеченский храм (конец XVII в.), построенный на пожертвования богатых промышленников Строгановых.

Пять куполов церкви, возвышающейся над монастырскими стенами, хорошо просматриваются издали, отмечая вход в обитель. Предтеченский храм представляет несомненный интеpec как один из ярких образцов русской архитектуры конца XVII века.

Интересные памятники архитектуры сохранились и вне стен Троице-Сергиевой лавры. У входа в монастырь, на Красной площади, располагается Красногорская часовня (1770), построенная в традициях позднего барокко.

На север от Красной площади, недалеко от Утичьей башни, стоит Конный двор (1790) — одна из старейших сохранившихся гражданских построек в городе. Южнее расположились три постройки Пятницкого («на Подоле») монастыря, существовавшего здесь до 1660 г. Введенская церковь (1547) — одно из старейших зданий.

С нею соседствует Пятницкая церковь, капитально перестроенная в XVII в. Пропорции и формы Пятницкой церкви отличаются простотой и изяществом.

И за шоссе находится третье здание — часовня Пятницкого, или Сергиевского колодца, построенная близ реки Кончуры на рубеже XVII-XVIII веков.

К западу от монастыря располагается Ильинская церковь, возведенная в 1773 г. Это очень красивый храм, он выглядит праздничным в любую погоду благодаря ярко-белым наличникам.

У вас может создаться впечатление, что Сергиев Посад — это исключительно город церквей, но это не так. История города начинается в 1782 г., тогда он получил герб и, соответственно, статус.

Практически полтора века главным в городе оставался монастырь, но с отменой крепостного права здесь стали быстро развиваться разнообразные промыслы, в частности, к концу 70-х гг. XIX века в городе насчитывалось уже более 300 мастерских по производству игрушек. Сергиевские игрушки по праву были и остаются гордостью горожан, поэтому найдите время для Музея игрушки.

Его собрание поражает воображение, здесь более 30 тысяч игрушек со всех концов света.

Часть экспозиции посвящена истории русской игрушки, в другом зале представлена коллекция кукол в исторических народных костюмах, выполненная по эскизам Н. Д. Бартрама, художника, который стал организатором и первым директором музея.

Вторая часть экспозиции представляет собрание диковинок с Востока.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом