В результате наблюдений за работой отдельных оползневых участков и земляных сооружений железнодорожного полотна и попыток оценить состояние их устойчивости статическими расчетами мы приходим к убеждению, что общепринятые методы статических расчетов весьма несовершенны. Так, например, весьма часто при оценке устойчивости массива, будь то насыпь, отсыпанная из глинистых грунтов, или оползневый делювий, слагающий откос выемки, получается так, что расчетные коэффициенты говорят о полном статическом спокойствии массива, в то время как он явно активно движется. Во многих случаях в распоряжении инженера, определявшего степень неустойчивости естественного грунтового массива, имелись достаточно полноценные данные о характеристиках грунтов, слагающих массив. И угол внутреннего трения и сила сцепления грунта на поверхности скольжения были получены из добросовестно выполненных лабораторных испытаний. В расчете было учтено и гидродинамическое давление. Но при всем этом коэффициент устойчивости получался все же весьма высоким, а массив, не считаясь с расчетом, продолжал деформироваться. При этом не нужно думать, что в расчет вводились какие-то случайные значения.

Еще в 1936 г., в период проведения изысканий на одной из южных линий, нами был разработан метод определения расчетных характеристик грунта, который сводился в основном к следующему. Прежде всего по данным испытаний грунта на срез строились графики зависимости от влажности. Затем анализировался вопрос об ожидаемой влажности в массиве. В тех случаях, когда на основании инженерно-геологических исследований выяснялось, что поверхность скольжения располагается в зоне постоянной естественной влажности, в расчет вводились, соответствующие этой влажности.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру