Подрельсовые основания в виде гибких элементов — рамных и одиночных продольных шпалолежней — отличаются от всех других типов оснований: благодаря малой жесткости они не являются несущими элементами, а служат только для распределения нагрузки от рельса на балласт. Лежень прижимается реактивным давлением балласта к подошве рельса, прогибы их полностью совпадают. Благодаря упругой прокладке трение между рельсом и лежнем дает столь небольшие напряжения сдвига, что фактически их можно не принимать во внимание. Поэтому шпалолежень рассчитывается вместе с рельсом; они сопротивляются изгибу вдоль оси как два лежащих один на другом бруса; изгибающий момент распределяется между ними пропорционально их жесткостям. Это следует из того, что воспринимаемый лежнем изгибающий момент пропорционален моменту инерции сечения лежня, а жесткость пропорциональна моменту сопротивления. Особенность работы такой конструкции подрельсового основания позволяет находить минимальную высоту сечения лежня не по сопротивлению изгибу, а исходя из конструкции крепления рельса к лежню и из условий его прочности в поперечном направлении. Для всех разновидностей шпалолежней принимается минимальная высота 60-70 мм, что дает этому типу подрельсового основания значительные преимущества — снижение веса и объема железобетона на единицу длины пути.

Конструкция гибких шпалолежней предложена кандидатами технических наук Е. В. Овеч-никовым и И. М. Котеликовым.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру