Однако исследования показали, что макрошероховатость дорожной поверхности влияет на образование снежного наката, сроки ликвидации гололеда, особенности удаления снега и льда с дороги. Установлено, чем выше интенсивность движения, тем быстрее происходит самоочистка от снега шероховатых покрытий, если слой уплотняемого снега не превышает 3-5 см. Канд. техн. наук В. И. Жуков показал, что воздействие движения в наибольшей мере проявляется, начиная с интенсивности 2500 авт./сут, при которой происходит быстрое оледенение покрытий и, следовательно, снижение сцепления колеса с покрытием. При интенсивности менее 2500 авт./сут роль транспорта в образовании ледяной корки на покрытии значительно меньше. Влияние шероховатости на степень очистки покрытия от снега заметно нарастает с увеличением высоты ее выступов до 1,5 м. Дальнейшее увеличение их высоты на очистку покрытия под движением автомобилей практического влияния не оказывает. Поэтому с позиции работы покрытий в зимний период наиболее целесообразными следует считать выступы макрошероховатости высотой 1,5-2,0 мм. Зимой шероховатость способствует выдавливанию жидкости, образующейся от таяния льда в зоне контакта шины с покрытием. Высота, шаг, форма выступов во многом определяют сцепные качества сухих покрытий и при наличии микрогололеда. Не меньшее значение в этих условиях приобретает собственная шероховатость каменного материала (микрошероховатость).

Крупношероховатые поверхности имеют сглаженную собственную шероховатость. Пленка льда на ней равномерна по толщине. Под колесами эта пленка плавится не вся, а только на вершинах выступов, ниже которых остаются площадки нерастаявшего льда, и коэффициент небольшой; это наблюдается еще и из-за большого шага между выступами шероховатости, когда фактическая площадь контакта небольшая, что снижает коэффициент.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру