Экспериментально установлено, что с уменьшением времени приложения нагрузки возрастает относительная величина упругой части деформации и уменьшается величина ее вязкой составляющей. Это подтверждает целесообразность использования схемы упруго-вязкого деформирования для проектирования городских дорог, в особенности на участках остановок городского транспорта, стоянок, где существенно нарушается закон пропорциональности Гука вследствие длительного воздействия нагрузки и возникновения явлений ползучести. Однако попытки применения схемы упруго-вязкого деформирования приводят к большому усложнению расчетов и пока не дали приемлемых для практических расчетов результатов. В практике проектирования дорожных одежд применяются методы, основанные на введении тех или иных приближений, существенно упрощающих решение этой сложной задачи, причем дорожные одежды, характеризующиеся пониженной жесткостью и относительно большой деформацией под колесом, называют нежесткими одеждами, а отличающиеся повышенной жесткостью и незначительной осадкой, ввиду распределения давления конструкцией одежды на большую площадь, — жесткими. Практически к нежестким одеждам относят почти все многообразные конструкции дорожных одежд, включая и мостовые из мелких штучных материалов, а к жестким — лишь цементно-бетонные и железобетонные как монолитные, так и сборные покрытия. На практике применяются различные способы расчета нежестких и жестких дорожных одежд.

Дорожную одежду считают прочной, если под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и природно-климатических условий на ней не возникает неровностей или нарушений, отрицательно влияющих на условия движения. Нежесткие дорожные одежды обладают незначительным сопротивлением изгибу и под действием нагрузки следуют за осадкой грунтового основания. Ввиду этого сопротивление нежестких дорожных одежд деформированию в значительной степени обусловливается сопротивлением подстилающего грунта воздействующим на него усилиям. Роль нежестких одежд сводится в основном к снижению удельных давлений, передающихся на подстилающий грунт.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру