Из заслушанных на конференции докладов видно, что многие явления, связанные с обеспечением устойчивости и прочности земляного полотна, вполне определенно установлены. К этим явлениям относятся физическое, термическое, химическое и другие состояния грунта. Располагая в настоящее время этими данными и продолжая их углублять, можно весьма близко подойти к разрешению того или иного явления с достаточной степенью надежности. Однако следует предупредить всех (особенно проектировщиков), кто думает, что, получив соответствующие расчетные формулы, можно, пользуясь ими, точно определить степень устойчивости и прочности данного земляного полотна. Явления, происходящие в грунте, настолько сложны, что пока не поддаются обобщению в виде расчетных формул. Однако отсюда отнюдь не следует, что данный вопрос будет находиться в таком же положении и дальше.

Постепенное изучение явлений, наблюдаемых в грунтах в порядке научно-исследовательских работ, с проверкой выводов непосредственно на дорогах с земляным полотном, находящимся в различных условиях, может дать весьма близкие к действительности результаты. Если взять совершенно изотропный грунт и рассматривать поверхность скольжения-обрушения, то убедимся, что она, в отличие от аналитической, т. е. абсолютно гладкой, является неровной, с зазубринами и провалами. Поэтому даже в случае изотропного грунта наблюдаются условия, позволяющие применять точные расчетные формулы. Из заслушанных материалов у меня особое удовлетворение оставил доклад А. Я. Тулаева, который сообщил о противопучинных мероприятиях, проведенных на опытных участках, а также на автомобильных дорогах в широких производственных условиях.

Безусловно, эти материалы можно с большим успехом использовать и на железнодорожном транспорте.

Оставить комментарий

Путешествуем по миру