Первые русские оперыПервые русские оперы появились в XVIII веке. В 1773 году была поставлена музыкальная комедия А. О. Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват», в которой звучали подлинные народные мелодии. Позднее композитор Е. И. Домин написал к «Мельнику» несколько новых вокальных номеров и увертюру на русские темы.

Так музыкальная комедия превратилась в оперу.

В начале XIX века появились «волшебные оперы», первым образцом которой стала «Дунайская русалка» Ф. Кауэра и К. Ф. Генслера и «Днепровская русалка» в переводе Н. С. Краснопольского с дополнительными музыкальными номерами С. И. Давыдова.

В первой половине XIX века особенно популярными стали произведения А. Алябьева. Он был автором опер, камерно-инструментальных и оркестровых сочинений, песен и романсов.

Композитора привлекали песенная лирика А. А. Дельвига.

На его стихи Алябьевым был написан знаменитый романс «Соловей».

Классикой русского романса также стали произведения А. В. Варламов и А. Л. Гурилев. Стоит упомянуть также русского композитора А. Н. Верстовского, написавшего знаменитую оперу «Аскольдова могила» (1835).

Со второй четверти XIX века началась «эпоха Глинки».

Благодаря М. И. Глинке русская музыкальная школа стала одной из ведущих национальных школ европейской музыки.

Он соединял глубокое национальное чувство с широтой культурного и музыкального кругозора.

Глинка в совершенстве владел всеми средствами музыкальной выразительности и, по словам В. Ф. Одоевского, «возвысил народный напев до трагедии».

Он стал главой русской классической школы.

Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», а также знаменитая «Камаринская» и две так называемые «испанские увертюры» для симфонического оркестра — «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» — обогатили не только русскую, но и мировую культуру. Творчество Глинки также повлияло на развитие русской вокально-исполнительской музыкальной культуры.

С исполнения партий в его операх началась слава таких певцов, как О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, Е. А. Семенова, С. С. Гулак-Артемовский, Ф. И. Стравинский.

Личное знакомство с Глинкой и впечатления от его творчества оказали глубокое воздействие на А. С. Даргомыжского. В своем творчестве этот композитор проявил глубокий интерес к человеку, и его опера «Русалка», написанная в 1855 году на сюжет незавершенной драмы Пушкина, стала настоящей психологической драмой из народной жизни.

В 1859 году по инициативе знаменитого пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, которое регулярно проводило симфонические концерты.

Годом позже начало концертную деятельность московское отделение Русского музыкального общества, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном.

В 1862 году была открыта Петербургская консерватория, а в 1866-м — Московская. Во второй половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых композиторов: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский.

Группа музыкантов во главе с Балакиревым, в которую вошли Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, получила название «Могучая кучка».

Этих композиторов объединяло стремление к развитию национальных основ русского искусства.

Члены «Могучей кучки», считавшие себя наследниками Глинки и Даргомыжского, отстаивали принципы народности, реализма и активного служения передовым общественным идеалам.

Во многом был близок к «Могучей кучке» П. И. Чайковский. Новаторским устремлениям «Могучей кучки» противостояло умеренно академическое направление, центром которого являлась Петербургская консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном.

В это время были написаны такие оперы, как «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.

Особенно ярким было творчество П. И. Чайковского, характеризующееся глубоко национальной направленностью и обращением к музыкально-интонационной сфере русской народной песни.

Чайковский обладал ярко выраженным талантом лирика-мелодиста и драматурга.

Им был создан жанр лирико-психологической оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Историческая тематика отражена в операх Чайковского «Мазепа» и «Орлеанская дева». Деятельность Чайковского в области балетной музыки носила реформаторский характер.

Он создал традиционный тип классического русского балета, пронизанного непрерывным симфоническим развитием. Мировую известность получили его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Чайковский и Бородин также стали создателями русского симфонизма. Чайковского привлекали трагические образы, так появились симфонические фантазии «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини».

Римский-Корсаков тяготел к сказочно-фантастическим сюжетам, поэтическим картинам природы — сюиты «Шехерезада», «Анчар». Русская народная фантастика — образная основа симфонической картины Мусоргского «Ночь на Лысой горе».

Симфонизм, основанный на разработке народных тем, был близок Балакиреву, это проявилось в «Увертюре на темы трех русских песен» и симфонической поэме «Русь».

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом