Переговоры членов правительстваПотерпев неудачу с введением налога на соль, правительство Морозова попыталось сократить государственные расходы. Оно переводит ряд стрелецких полков с жалованья на «земельную дачу», сокращает жалованье стрельцам и пушкарям, мелким приказным центральных приказов и местных учреждений. Результатом таких мероприятий стал расцвет казнокрадства, лихоимства, взяточничества.

Преуспевали в этом и родственники Морозова. Обстановка в столице накалялась.

1 июня 1648 г. началось мощное восстание.

Восставшие требовали убрать земского судью Леонтия Плещеева, «вора и грабителя», ликвидировать белые слободы, уравнять всех жителей в правах и обязанностях, упорядочить судопроизводство. Дворяне добивались прикрепления крестьян к земле, а купечество — ограничений на территории России торговли для иностранцев.

Выдвигалось требование созвать Земский собор для разработки нового закона — Уложения. Переговоры членов правительства с восставшими ни к чему не привели.

Восставшие разгромили и разграбили дворы Б. И. Морозова, князя Никиты Одоевского, князя Алексея Львова, начальника Пушкарского приказа П. Т. Траханиотова, начальника Земского приказа Л. С. Плещеева, начальника Посольского приказа Н. И. Чистого и других. При этом Чистого «вытащили из потайной дыры или кладовой» и убили.

По различным данным в эти дни разрушили и разграбили от 40 до 70 домов. Одновременно народ требовал выдачи Плещеева, Траханиотова, Морозова.

Попытки патриарха Иосифа и других церковных иерархов успокоить людей ни к чему не привели.

Царь решил пойти навстречу требованиям восставших, выдал им Плещеева и Траханиотова, которые тут же были убиты. Для Морозова царь «со слезами на глазах» выпросил прощение, но отправил его в ссылку.

«На том, — рассказывает очевидец, — миром и всею землею государю челом ударили и в том во всем договорились».

Одновременно с Москвой народные волнения охватили многие города на юге, в Поморье и Сибири. Наиболее сильные выступления произошли в Курске, Козлове, Ельце, Ливнах, Валуйках, Чугуеве, Сольвычегодске, Устюге Великом, Томске, Кузнецке, Верхотурье.

В Пскове 28 февраля «посадские люди и стрельцы, и казаки, и пушкари, и воротники, и всякие, жилецкие, черные люди, молодшие и худые» потребовали от воеводы Собакина и архиепископа Макария прекратить передачу хлеба шведам.

Воевода уступил требованиям горожан.

Однако волнения не прекратились.

Псковичи заявляли: «Не одни мы то учинили, и новгородцы так же сделали, и то перво в том деле два городы».

20 марта в Пскове пришли к власти «молодшие люди» и во главе земской избы стал староста Гаврила Демидов.

Все дела решались «миром» (сходом), который собирался по звону «сплошного колокола» у земской избы. Иногда собиралось до нескольких тысяч человек.

Члены земской избы занимались обороной города, судом, оружием, ведали хлебными припасами, вели переговоры с правительством. Они конфисковали ружья, порох, свинец городской верхушки.

Хлеб из боярских житниц раздавался посадским ремесленникам, дворянских лошадей передавали защитникам города.

Псковичи посадили под арест Собакина и его преемника воеводу князя В. П. Львова. Выступление в городе поддержало население Гдова, Острова, Изборска.

Вслед за ними поднялось крестьянство.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом