Расходы на содержание двораОсенью 1731 г. Анна ликвидировала Верховный тайный совет и создала кабинет министров, который возглавил Андрей Иванович Остерман, человек хитрый и изворотливый, но обладавший фантастической работоспособностью. В кабинет министров вошли доверенные лица императрицы: канцлер Гаврила Иванович Головкин и князь Алексей Михайлович Черкасский.

(Позже в него входили Павел Иванович Ягужинский и Артемий Петрович Волынский.

) С 1735 г. указы кабинета стали приравниваться к именным указам.

Армию возглавил фельдмаршал Бурхард Христофор Миних, прекрасный инженер и фортификатор, правда, сменивший до России четыре армии.

Человек безмерного честолюбия и самолюбования, он мнил себя великим полководцем и во имя этого положил не одну тысячу русских солдат на фронтах войны.

Анна прекрасно знала, что пока у нее есть Миних, армия в надежных руках, армия — ее. Бирон считал Миниха своим соперником и делал все возможное, чтобы отдалить его от императрицы. На первые роли выдвигаются братья Рейнгольды и Карл Левенвольде (заведовал двором), также К. Л. Менгден, И. А. Корф, Г. К. Кайзерлинг, Г. Р. Ливен, К. Бревен и др. Время правления Анны Ивановны (1730-1740 гг.) принято называть «бироновщиной».

Это была эпоха произвола. Повсюду рыскали шпионы, ложные доносы могли стоить жизни любому, кто попадал в стены Тайной канцелярии.

Произвол чинили и местные правители. В армии ввели жесточайшую дисциплину и муштру по прусскому образцу.

По некоторым данным за эти годы в Сибирь было выслано свыше 20 тысяч человек, из них 5 тысяч исчезли бесследно. И все это происходило на фоне непосильных поборов, голода и нищеты народных масс.

В то же время двор тратил огромные средства на различные увеселительные мероприятия. Расходы на содержание двора, по сравнению с первой четвертью XVIII века, увеличились в три раза.

На содержание царской конюшни, например, тратилось 100 тысяч рублей в год, в то время как на нужды науки отпускалось ежегодно менее 50 тысяч рублей.

Анна пошла на удовлетворение ряда важных пожеланий дворянства.

Указами 1730 и 1731 гг. Анна отменила знаменитый петровский указ «О единонаследии». Теперь дворянин сам решал, кому передавать свое имение.

В 1732 г. правительство учреждает Корпус кадет (Сухопутный шляхетский корпус). Обучение «от младых лет» военному делу освобождало дворян от тяжелой службы в качестве простых солдат и матросов, которую они начинали с 14-15 лет. Дворянские дети изучали в кадетском корпусе военные науки и выходили из него офицерами.

Русским офицерам уравняли жалованье с иностранцами. А в 1736 г. вышел указ, который, по мнению С. М. Соловьева, «составил эпоху в истории русского дворянства».

Указом ограничивался срок службы дворян — 25 лет. Более того, он разрешал дворянам оставлять одного из сыновей дома — «для содержания экономии». В конце 30-х годов XVIII века принимается ряд решений, которые стимулировали российское предпринимательство.

И все же к концу 30-х годов в обществе стало нарастать недовольство правлением Анны.

Вокруг энергичного кабинет-министра Артемия Петровича Волынского стал собираться своего рода кружок недовольных. Они разработали «Проект о поправлении внутренних государственных дел», которым предусматривалось дальнейшее расширение привилегий дворянства.

Предлагалось все должности в государственном аппарате (от канцеляриста до сенатора), а также в церковной иерархии (начиная от сельского священника), заполнять дворянами; больше командировать дворянских детей за границу для обучения, «чтобы свои природные министры со временем были».

Эти требования объяснялись и тем, что к концу царствования Анны, например, все важнейшие посты в государстве занимали иностранцы.

Они же возглавляли и три гвардейских полка. Великолепно знавший механизм дворцовой жизни французский посланник Шетарди пояснял: «Эта гвардия…

составляет здесь главную опору власти, поэтому она вся поручена ведению иностранцев, чтобы на нее можно было положиться».

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом