Эпоха расцвета древнерусской литературыЭпоха расцвета древнерусской литературы приходится на княжение Владимира Мономаха. Именно в этот период созданы «Повесть временных лет», «Хождение во Святую землю» игумена Даниила и другие произведения. «Поучение» Владимира Мономаха, оставленное своим сыновьям, является выдающимся произведением древнерусской литературы.

«Поучение» дошло до нас в составе Лаврентьевской летописи, где оно вставлено между рассуждениями о происхождении половцев и рассказом новгородца Гюряты Роговича о Югре. Наивысшее достижение древнерусской литературы — это «Слово о полку Игореве», памятник высокой гражданственности и литературного мастерства.

Монголо-татарское нашествие вызвало подъем национально-патриотических настроений, который отразился и в литературе тех лет, например, в «Повести о битве на реке Калке» и «Повести о разорении Рязани Батыем». Литература начинает проводить в жизнь идею сильной княжеской власти и идеального князя, который является и полководцем, и государственным деятелем.

Черты такого князя прорисованы в «Слове о погибели Русской земли» и в «Житии Александра Невского».

Русская литература способствовала объединению княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, образованию русской народности и русского централизованного государства.

В результате Москва стала центром летописания.

Появились легендарно-исторические повести «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», цикл сказаний об Иоанне Новгородском, «Повесть о новгородском посаднике Щиле», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о Темир-Аксаке», летописная повесть о Донской битве — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

В это время по-прежнему высок интерес к житиям.

Особо значимыми являются «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского», написанные Епифанием Премудрым.

В начале XVI века в литературе появляется изображение реальных человеческих чувств и исторической действительности, например, в «Записке о последних днях Пафнутия Боровского» и «Житии Михаила Клопского». В литературные произведения, такие как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге» проникают сюжеты из устных рассказов новеллистического характера, сказки, легенды, анекдоты.

Переводятся иноземные литературные произведения «Александрия», «Стефанит и Ихнилат», «Троянские сказания». В условиях начавшейся централизации Русского государства особый интерес вызывает жанр политической легенды, в котором написаны «Сказание о Вавилоне» и «Сказание о князьях Владимирских».

В XVI веке литература в значительной степени подчиняется государственным интересам и отличается пышностью и торжественностью. Создаются литературные памятники, регламентирующие духовную, политическую, правовую и повседневно-бытовую жизнь.

К ним относятся «Великие Минеи Четьи», содержащие тексты для повседневного чтения, одобренные церковью, «Лицевой летописный свод», «Степенная книга», «Стоглав», «Домострой». В XVII веке русская литература средневекового типа постепенно преобразуется в литературу нового времени.

Возникают новые жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика, расширяется социальная сфера литературы.

Появляется так называемая литература посада, а также демократическая сатира, которая осмеивает государственные и церковные институты.

«Повесть о Шемякином суде» пародирует судопроизводство, «Служба кабаку» — церковную службу, «Повесть о крестьянском сыне» — Священное Писание, «Калязинская челобитная» — канцелярскую практику. Жития становятся реальными жизнеописаниями с бытовыми зарисовками и психологизмом.

Во многих повестях XVII века используется любовная интрига и психологическая мотивировка поведения героя. Например, в «Повести о Марфе и Марии», «Повести о Тверском Отроче монастыре», «Повести о Горе-Злочастии».

В русском переводе появляются сборники новеллистического характера «Великое зерцало» и «Римские деяния», рыцарские романы «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Брунцвике», «Повесть о Еруслане Лазаревиче». Основным направлением общественной мысли в XVIII веке становится русское просветительство, которое пропагандировало идею гражданского долга и общего блага нации.

В литературе активно обсуждается конфликт между сознательным выполнением общественного долга и эгоистическим потаканием страстям.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом