ЛитератураТрадиции древнерусской литературы складывались на протяжении семи веков — с XI по XVII, а ее история подразделяется на три периода. Первый представлен литературой Киевской Руси (XI-XII века), второй литературой времен феодальной раздробленности (XIII — XIV века), третий — литературой Московского государства (XV-XVII века).

Древнерусская литература формировалась на богатой почве устного народного творчества, использовала темы и образы народной поэзии, народный поэтический язык.

Она была представлена разнообразными жанрами. Это повести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения, библейские книги или их изложение, богослужебные тексты, сочинения отцов церкви, жития святых, памятники всемирной истории (хроники, компилятивные хронографы, «Александрия»), естественно-научные сочинения («Шестоднев» Иоанна Болгарского, «Физиолог»), апокрифы.

Литература воспитывала чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода русских князей, осуждала княжеские распри.

Гражданственность, высокий патриотизм — это характерные черты русской литературы с самого начала ее существования.

Древнерусская литература опирается на исторические факты, она описывает исторически реальные события, в ней редки вымышленные персонажи. Авторское, личностное начало в древнерусской литературе приглушено.

Памятники в большинстве анонимны.

Их сохранилось немного, но уцелевшие книги говорят о богатстве и о художественном совершенстве древнерусской литературы, и о том, что книжное искусство Древней Руси не уступало книжному искусству европейских государств.

Особенно интересно русское летописание — жанр, не имеющий точных соответствий в древних литературах.

Древнейшая дошедшая до нас русская летопись — «Повесть временных лет», написанная около 1113 года. Это наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.

Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврен-тьевский 1377 года и Ипатьевский 20-х годов XV века.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Она ставит вопрос о месте русского народа среди других народов, рассказывает о возникновении и становлении Русского государства.

Жизни и мученической кончине Бориса и Глеба, младших сыновей Владимира Святославича, первых канонизированных русских святых, посвящен ряд древнерусских памятников.

Это так называемая «Летописная повесть» — рассказ о гибели князей, читающийся в составе «Повести временных лет», «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» Нестора и анонимное «Сказание страсти и похвала святую мученику Бориса и Глеба».

«Житие Феодосия Печерского» знакомит читателей с праведной жизнью одного из первых крупных подвижников русского монашества, который был следующим канонизированным русским святым после Бориса и Глеба.

Созданный Нестором образ Феодосия представляет особый тип святости, главным подвигом жизни которого была безгрешная жизнь монастырского затворника.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом