Жанр пейзажаПопулярным пейзажистом был И. И. Шишкин, который любил природу со всей силой своей могучей натуры. Шишкина называли «лесным богатырем-художником», «царем леса». Его картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь» стали классикой русской пейзажной живописи.

Исключительно одаренным художником и одним из самых талантливых русских пейзажистов был Ф. А. Васильев.

Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворенным восприятием природы и поэтичностью. Несмотря на непродолжительность своей художественной деятельности, Васильев оставил глубокий след в русском искусстве.

Его картины «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг» вошли в сокровищницу русской пейзажной живописи. Особое место в пейзажной живописи второй половины XIX века занимает А. И. Куинджи с его поразительно светящимися картинами «Украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре».

Бурную реакцию публики вызвала знаменитая картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Классикой живописи стали его картины «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репин не только создал собственную школу в живописи, но и проявил себя как теоретик искусства и незаурядный писатель. Поворот к «историческому мышлению» в русской живописи был совершен В. И. Суриковым.

Его полотна «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» отражают и трагические и героические страницы истории страны. К сказке, былине, эпосу обращался в своем творчестве В. М. Васнецов.

Его «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри» пронизаны любовью к России, и ее народу. Мечта о новом искусстве, использующем народные традиции, объединила художников абрамцевского кружка, получившего свое название по названию имения Абрамцево под Москвой.

Среди них были А. М. и В. М. Васнецовы, Поленов, Репин, Антокольский, К. А. и С. А. Коровины, Нестеров, Левитан, Серов, Врубель, Головин. На рубеже XIX и XX веков сложился новый художественный стиль — модерн.

В живописи он проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям. Например, на полотнах М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Христова невеста», «Пустынник», «Сергий Радонежский» Русь представлена как некий идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но навек исчезнувший, подобно легендарному граду Китежу.

Настоящим новатором русской живописи на рубеже XIX-XX веков стал В. А. Серов.

В Абрамцеве им были написаны картины «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем».

Эти полотна пронизаны светом, ощущением радости жизни, искрящейся юностью.

Кисти Серова принадлежат портреты писателей, артистов, художников: Коровина, Левитана, Ермоловой. В 1890-е годы складывается необычный стиль письма М. А. Врубеля.

Художник лепит форму как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри.

Огромной духовной силой веет от его полотен «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Творчество Врубеля открывает новое столетие — эпоху «серебряного века» русской культуры.

Комментарии запрещены.

Последние публикации