Коллекция Оружейной палатыВ XVII веке Ивановская площадь Кремля была чрезвычайно оживленным местом, там располагались приказы (аналог современных министерств), у которых постоянно толпились люди, ожидая решений по тому или иному вопросу. Часто из приказа просто выходил подьячий и громко выкрикивал какое-либо решение.

Принято считать, что именно поэтому появилась поговорка «кричать во всю Ивановскую». Неподалеку от Тайницкого сада расположено белое здание, которое соединяется галереей с Большим Кремлевским дворцом.

Это — Оружейная палата, уникальная сокровищница Кремля, в которой содержится богатейшая коллекция произведений декоративного и прикладного искусства.

Еще при Иване Калите в Москве была создана великокняжеская сокровищница (Оружейная палата), в которой хранились украшения, оружие, меха и дорогие ткани.

Там же размещались мастерские, где ковалось оружие, писались иконы, изготавливались предметы роскоши.

Именно по ведущей мастерской — оружейной — сокровищница и получила свое название. В начале XIX столетия Оружейная палата стала дворцовым императорским музеем, тогда-то и был составлен полный реестр хранящихся в ней сокровищ.

После Октябрьской революции 1917 года Оружейная палата стала хранилищем многочисленных трофеев, это были ценности, экспроприированные из разоренных монастырей и храмов и частных коллекций. В 1924 году в ней разместился Музей прикладного искусства.

Коллекция Оружейной палаты насчитывает около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства. Это древние государственные регалии, церковное облачение, коллекция парадной упряжи и экипажей, столовое серебро и, разумеется, оружие.

Одним из самых знаменитых ее экспонатов является шапка Мономаха — знаменитый венец русских великих князей и царей. Это золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом.

В настоящее время уникальная экспозиция разместилась на двух этажах музея. С 1967 года в нижнем этаже Оружейной палаты действует постоянная выставка — Алмазный фонд.

На ней представлены уникальные драгоценные камни, крупнейшие самородки и шедевры мирового ювелирного искусства, среди которых бывшие коронационные регалии, представляющие большую историческую и художественную ценность.

Эта коллекция драгоценностей начала формироваться еще в XVIII веке, когда Петр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству». Государственные регалии, ордена и украшения российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца.

Наиболее значимыми экспонатами коллекции Алмазного фонда являются большая и малая императорские короны, императорский скипетр с алмазом «Орлов», бриллиантовый знак на цепи и к нему звезда ордена «Апостола Андрея Первозванного», алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда. На западную сторону Соборной площади выходит Грановитая палата.

Это древнейшее из дошедших до нас гражданских зданий Москвы. Его построили в 1487-1491 годах архитекторы-итальянцы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Название здания появилось из-за того, что восточный фасад Грановитой палаты обработан в технике «руста» — граненым камнем.

Этот большой зал (его площадь около 500 квадратных метров), был предназначен для празднеств и многолюдных собраний.

В XVII-XIX вв. в Кремле шло активное строительство. В XVIII в. построили здание Арсенала и Сената.

Наибольший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 году императрица заказала архитектору В. И. Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца на южном склоне кремлевского холма.

Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты.

— В 1773 г. состоялась закладка дворца. Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств, к тому же изменились настроение и пожелания императрицы.

Начало XIX века ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812 г., после того как Москва по приказу М. И. Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона.

Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов.

Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы.

На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К. Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца. На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили по проекту Тона новое здание Оружейной палаты, которое составило единое целое с новым дворцом.

В начале XX в., после Октябрьского переворота 1917 г., Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти Советов.

По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера. Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК.

С 1955 года Кремль был открыт для посещения, став музеем под открытым небом.

В 1990 году Кремль был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Происхождение названия Красной площади традиционно объясняется синонимичностью прилагательных «красная» и «красивая» — и, скорее всего, это действительно так.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом