Вклад в развитие театраС конца 50-х и в 60-е годы XX века важный вклад в развитие театра внесло новое поколение режиссеров, к которому относятся Г. А. Товстоногов, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос. Появились новые театры — «Современник» и Московский театр драмы и комедии на Таганке. Распад СССР и изменение экономической ситуации привели к сокращению финансирования театров.

Театральные коллективы получили идеологическую и эстетическую свободу, но встали перед необходимостью самофинансирования.

Организация постановочного процесса и проката спектаклей — дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых вложений даже в тех случаях, когда спектакль в итоге окупается. Если добавить к этому расходы на содержание театрального здания, необходимую периодическую модернизацию оборудования, организацию гастролей, рекламу, заработную плату многочисленных сотрудников театра, то сумма получается весьма существенная.

Российские театры оказались в кризисной ситуации, но уже по причинам не идеологическим, а материальным.

К чести многих российских театров они выстояли и продолжили свою просветительскую и культурологическую миссию.

В начале XXI века русский театр живет и развивается, он сумел сохранить свое лицо. Истоки русского цирка — в искусстве скоморохов.

Народ любил образ этих потешников, скрывающих свой ум под личиной простоты.

Традиции скоморохов сохранились до XVIII века в ярмарочных балаганах, продолжались в выступлениях дедов-зазывал, раешников, паяцев.

При царском дворе и у богатых бояр также были шуты, участвовавшие в представлениях, и жили дрессированные животные.

Проводились состязания силачей, выступления акробатов и жонглеров, конные игры и состязания.

С XVIII века в России устраивались театрализованные конные карусели и кавалькады. В том же XVIII веке в России возникли профессиональные цирки.

Поначалу в них выступали иностранные артисты, а потом появились и русские профессиональные цирковые исполнители. В 1849 году открылся стационарный императорский цирк в Петербурге, а в 1853 — в Москве.

Для подготовки актеров цирка в Петербургском театральном училище был создан цирковой класс.

В русской провинции работали цирки, принадлежавшие помещикам.

Следующий этап развития цирка был связан с деятельностью братьев Никитиных.

Братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины — выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина — стали создателями первого русского цирка. Они начали свой путь, выступая на улицах под шарманку, на которой играл их отец.

В 1873 году Никитины открыли небольшой цирк в Пензе, который пользовался успехом у публики. Затем они открывают цирк в Саратове и во многих других провинциальных городах.

С 1911 года эта семья прочно обосновались в Москве в собственном каменном здании на Большой Садовой.

Никитины делали ставку на отечественных артистов, прежде выступавших преимущественно на площадях и в балаганах.

В цирке Никитиных сформировалась плеяда выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю русского цирка.

Особой любовью зрителей пользовалась цирковая клоунада.

Из клоунов-сатириков зритель выделял А. Л. и В. Л. Дуровых, дуэт «Бим-Бом» (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко. Дуэт музыкальных клоунов «Бим-Бом» был очень популярен, его номера неоднократно записывались на грампластинки, с их участием снимались фильмы.

Вот что пишет в своей книге «На арене старого цирка» Сергей Альперов: «Программу заканчивали Бим и Бом — И. С. Радунский и М. А. Станевский. Вся работа их была построена на разговоре, музыке и пении.

Бом обладал очень приятным голосом.

Выходил он на арену в черном смокинге, чуть-чуть шаржированном (например, нарочно заказывал себе брюки короче обычного).

Он первый начал носить цветные парики — фиолетовый, зеленый, красный и носки в цвет парика.

Был он симпатично смешон, прекрасно смеялся и плакал. Номер свой они планировали так: выходили с репризой, потом шла музыка, давали злободневную репризу, опять музыку и кончали куплетами на злободневные темы.

Исполняемый ими куплет «Труба и барабан» вошел в репертуар огромного числа цирковых и эстрадных артистов, и его исполняют и до сих пор». В цирке работали и русские борцы, участвовавшие в цирковых чемпионатах. Русские богатыри И. М. Поддубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин получили поистине мировую известность.

Именно Иван Поддубный в начале XX века показал всему миру, что самые сильные люди живут в России.

Его физический облик, характер, неслыханные победы у людей со всего света ассоциировались со страной, где он родился. В самом имени непобедимого борца слышна была Россия.

Да и вся жизнь «чемпиона чемпионов» укладывается в исключительно русский сюжет, где счастье победы, народная слава и трагедия забвения сливаются в одно неразделимое целое.

На арене он потрясал. Ему клали на плечи телеграфный столб, на котором с обеих сторон от него повисали человек по десять, пока столб не ломался.

Буря оваций после этого номера вызывала на его лице лишь снисходительную улыбку. За этой безделицей-разминкой начиналось то, для чего Поддубный выходил на арену — исконно русская борьба на кушаках: соперники забрасывали кожаные ремни друг другу за талию, стараясь повалить.

Поддубному на его противников хватало пяти минут.

Всемирно известной стала и цирковая династия Дуровых.

Владимир и Анатолий Дуровы впервые в истории русского цирка дерзнули выступать в цирке под своей фамилией, не пользуясь псевдонимами. Владимир Леонидович стал основоположником принципиально новой дрессировки, основанной не на жестокости, а на глубоком понимании особенностей поведения животных.

В Москве на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) он покупает дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открывает «Уголок Дурова».

Дурову удалось создать уникальное учреждение с театром, в котором выступали дрессированные животные, обширным естественнонаучным музеем, научной лабораторией, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, проводились лекции о психологии животных.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом