Храм Воскресения ХристаИдея создания музея, в котором хранились бы произведения российских художников, появилась еще в середине XIX века. Здания Эрмитажа к тому времени были заполнены картинами и скульптурами зарубежных авторов, а для отечественных мастеров в нем отводился только один зал, где, естественно, не могли разместиться произведения всех известных российских художников.

В конце века Николай II выкупил Михайловский дворец в государственную казну, чтобы превратить в Императорский музей русского искусства Александра III. Сегодня в нем находится не только Государственный Русский музей, но еще и научно-исследовательский, реставрационный и культурно-просветительский центры.

Храм Воскресения Христа (Спас-на-Крови) расположен совсем рядом с Михайловским дворцом.

В марте 1881 года Россию потрясла весть об убийстве террористами императора Александра II. Трагедия произошла в двух шагах от Зимнего дворца — на набережной Екатерининского канала, где спустя два года был заложен мемориальный храм, ставший одним из самых ярких памятников Петербурга.

Спас-на-Крови — это тяжелое и конструктивно очень сложное сооружение высотой в 81 м (без креста, который первоначально имел высоту 6 м; сейчас собор венчает центральный крест высотой 4,5 м). Храм стоит на выдвинутой в канал искусственной платформе, сооружение которой было необходимо для включения в объем здания места на набережной, где был убит Александр II. Все купола здания глухие, и свет проникает внутрь только через сравнительно небольшие окна, поэтому там предусмотрена сложная система электрического освещения, включавшая более 1500 ламп. Говоря о достопримечательностях Северной столицы, нельзя обойти вниманием комплекс Смольного монастыря.

Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре Великом были устроены смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор.

Расположенный в самом центре монастырского двора, Смольный собор, высота которого достигает 93, 7 метра, создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность.

Растрелли, умерший в 1771 году, не дождался окончания строительных работ, которые к концу XVIII века вообще остановились. И только в 30-х годах XIX века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма.

К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров.

Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Однако последователи Растрелли строить ее не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж.

Революция 1917 года стала трагической вехой в истории храма.

Собору был нанесен непоправимый урон.

На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. В 1990 году в храме открылся концертно-выставочный комплекс.

Рядом здание Смольного института — Воспитательного общества благородных девиц.

Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины П. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге был основан институт для воспитания благородных девиц. В 1917-м в Смольном находились Петроградский совет и Петроградский ВРК. С 1991 г. в здесь размещаются мэрия Санкт-Петербурга и другие городские учреждения.

Есть в Петербурге и современные, но уже прочно вписавшиеся в историю памятники. Например, самый маленький памятник Санкт-Петербурга: 19 ноября 1994 года во время фестиваля «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге был открыт памятник Чижику-Пыжику.

Многие помнят стихотворение из детства: «Чижик-Пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил. Выпил рюмку, выпил две — закружилось в голове».

У стихотворения есть и продолжение: «Чижик-Пыжик после пьянки похмелился из Фонтанки. Откачали эту птицу только в Боткинской больнице».

Так вот памятник на набережной реки Фонтанки был установлен именно этому литературному герою. О каком Чижике-Пыжике говорится в этом стихотворении?

В 1835 году в здании на другом берегу Фонтанки (дом № 6) по инициативе принца Петра Ольденбург-ского открылось высшее юридическое учебное заведение — Училище правоведения. Его учащиеся носили особую форму: мундиры желто-зеленого цвета и пыжиковые шапки.

За это гвардейские офицеры назвали юных правоведов чижиками-пыжиками.

Что касается второй части имени, существует еще один вариант его происхождения. Пыжиками офицеры называли курсантов за их демонстративную училищную выправку.

В свободное же время курсанты одевали цивильную одежду и нередко посещали трактир в находящемся рядом доме купца Нефедова. Памятник за короткое время стал популярен среди туристов.

Считается хорошей приметой закинуть монету на постамент Чижика-Пыжика.

У молодоженов появилась другая традиция: жених на веревке спускает к птице рюмку и осторожно чокается с ее клювом. Это должно обязательно принести счастье в семейной жизни.

Кстати, с 1994 года Чижика-Пыжика крали…

семь раз! В конце концов скульптуру прикрепили к постаменту так, что снять птицу стало возможным разве что с частью набережной. Еще один его «литературный» собрат — памятник Носу майора Ковалева, тому самому, из Гоголя, гулявшему где-то здесь (Вознесенский проспект, № 11).

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом