Тушинский лагерьОсенью 1609 года королевская армия пересекла русскую границу и подошла к Смоленску. Внезапного удара по городу не получилось.

Небольшой гарнизон в 5400 человек, горожане и жители окрестных сел решили стойко защищать свой город. Трехдневный штурм крепости, предпринятый 50-тысячным польским войском, закончился безрезультатно.

Началась 20-месячная осада Смоленска.

В это же время войско Скопина-Шуйского вошло в Москву. Ситуация круто изменялась.

Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Тушинский лагерь распался. Основная масса польских наемников ушла под Смоленск к королю.

Михаил Скопин-Шуйский собирался выступить на выручку Смоленску, но весной 1610 г. внезапно умер. (Предполагают, что Михаил был отравлен по приказу своего дяди Василия Шуйского.

) Войско, направленное на выручку Смоленску, возглавил брат царя Дмитрий Шуйский, но оно было разгромлено. После этих событий Василия Шуйского свергли с престола и постригли в монахи.

Что до избрания нового царя, то решено было «выбрати государя всю землею, сослався со всеми городы», т. е. на Земском соборе. А до этого страной правили семь бояр («Семибоярщина») во главе с Федором Мстиславским.

Бояре направили под Смоленск делегацию в несколько сот человек во главе с Филаретом и боярином В. В. Голицыным.

Цель посольства состояла в заключении мира с Польшей и приглашении на российский престол королевича Владислава, сына Сигизмунда III. (Ему было всего 15 лет.) Бояре считали, что «лучше государю служить, нежели от холопов своих побитыми быть». Московский посад не поддержал договора с поляками, и бояре, опасаясь бунта, решили впустить поляков в Кремль.

В сентябре польские войска заняли Москву. Управление в городе полностью перешло в руки гетмана Гонсевского.

Польские отряды проводили военные реквизиции и поборы. Содержание польских войск в Москве было возложено на провинции, где и так свирепствовали польские фуражиры.

«Наши, — писал один польский ротмистр, — ни в чем не зная меры, не довольствовались миролюбием москвитян и самовольно брали у них все, что кому нравилось, силою отнимая жен и дочерей».

Интервенты не давали ходить к заутрене не только мирянам, но и священникам.

Чтобы обеспечить безопасное продвижение польских войск по улицам, в городе сломали все решетки, которыми на ночь запирались дворы и улицы.

Москвичам запрещалось ходить с саблями.

Почти в 20 городах страны появились отряды ополченцев.

(Это ополчение получило название рязанское, или первое.) Ополчение двинулось на Москву, но освободить ее не смогло.

Польский гарнизон успел подавить восстание москвичей и поджечь Китай-город.

Не последнюю роль в неудаче с освобождением Москвы сыграли и разногласия между руководителями ополчения П. П. Ляпуновым и И. М. Заруцким. Первый возглавлял дворянство, второй — казачество.

Дворяне учинили жестокую расправу над казаками, утопив под Москвой 28 человек. Казаки позвали к себе на «круг» П. Ляпунова и убили его. Многие дворяне и служилые покинули лагерь.

Первое ополчение распалось.

В этот период активизировались поляки и шведы.

Пал Смоленск.

В Новгороде хозяйничали шведы. В июле 1611 г. новгородцы объявляют о создании Новгородского государства и подписывают со шведами договор об избрании своим царем сына Карла IX. Их решение дорого обошлось России.

Одна за другой перешли в руки шведов неприступные крепости, прикрывавшие северные рубежи страны.

В Пскове, Путивле, Казани, Арзамасе и ряде других городов установилась собственная власть. Страна стояла на грани территориального распада.

В этой мрачной обстановке народное стремление к освобождению от иноземных захватчиков ярче всех выразил один из руководителей нижегородского посада — Кузьма Минин. Осенью 1611г.

он обратился к посадским людям с призывом создать ополчение для освобождения Москвы.

Кузьма Минин был «муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен». Его честность и справедливость, большой организаторский талант, страстный патриотизм, горячая ненависть к захватчикам вызывали уважение у нижегородцев.

Минин отдал на нужды ополчения не только «всю казну», но и серебряные и золотые оклады с икон и драгоценности своей жены. «То же и вы все сдавайте», — обратился он к народу.

Руководителем ополчения избрали полководца, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Князь не имел думного чина, не сумел сделать придворной карьеры и был далек от продажной правящей верхушки, зато не один раз отличался на поле брани.

Верный присяге, он не шел на поклон иноземцам.

Население хорошо знало о его воинских подвигах.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом