Индустриальное строительствоМосква застраивалась в период ее восстановления и реконструкции после пожара 1812 года небольшими особняками с уютными интерьерами. Так, в XIX веке в Москве были построены дом Луниных, здание Опекунского совета, усадьба Усачевых-Найденовых, ансамбль Театральной площади, Триумфальные ворота, комплекс 1-й Градской больницы, здание Провиантских складов. К середине XIX века на смену позднему классицизму постепенно приходит строительство в «исторических стилях», широко использовавшее формы и отдельные детали русского и западноевропейского средневекового зодчества, архитектуры Возрождения и барокко.

К этому стилю относятся постройки А. И. Штакеншнейдера в Петербурге и М. Д. Быковского в Москве. В русле этих тенденций находился и разработанный К. А. Тоном «русско-византийский стиль» храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

На смену классицизму пришла эклектическая «архитектура свободного выбора», а в 1890-е годы начался новый период в русском искусстве, его «серебряный век», отмеченный поисками новых средств выразительности, возникновением и противостоянием архитектурных направлений.

Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни так называемую рациональную архитектуру: главной стала техническая и функциональная целесообразность постройки. Появились новые типы зданий: промышленные и административные, пассажи, рынки, больницы, банки, мосты, выставочные залы.

Одной из главных творческих проблем этого времени стала разработка модели многоквартирного жилого дома. Массовым явлением в отделке доходных домов стала эклектка.

После 1917 года началось индустриальное строительство, создание жилых массивов для рабочих в крупных городах, формирование новой «пролетарской архитектуры».

Характерной приметой этой эпохи стали грандиозные по размаху работы по благоустройству и перепланировке городов, при которых были снесены ценнейшие архитектурные памятники прошлого.

Москва лишилась Воскресенского и Чудова монастырей в Кремле, церкви Успения на Покровке, Сухаревой башни, храма Христа Спасителя.

Ведущим направлением в архитектуре 20-х годов XX века был конструктивизм.

Манифестом советского конструктивизма стала книга русского архитектора и теоретика искусства М. Я. Гинзбурга «Стиль и эпоха».

Гинзбург считал главной целью современной архитектуры всеобщую «организацию жизни», основанную на максимально рациональном устройстве производства и быта. Практическими моделями этой теории призваны были стать жилые здания «нового социального типа», созданные в 1926-1931 годах Гинзбургом с соавторами в Москве.

Это дом Госстраха на Малой Бронной улице и дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Эти постройки — рассчитанные на обобществление ограниченной части бытовых функций — выделялись элегантной комфортностью внутреннего дизайна, вышедшего в авангард мировых поисков эстетически совершенного «народного жилья». Среди других осуществленных Гинзбургом проектов наиболее значительны Дом правительства в Алма-Ате и санаторий имени Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом