Советская архитектрураВ XVI веке в русском зодчестве возник новый тип стройного башнеобразного храма, который завершался либо высоким шатром, либо барабаном с куполом. Иногда башни с куполами окружали центральную шатровую часть храма. Мастера научились также обходиться в интерьерах храмов без внутренних опорных столпов.

В это время широко велось каменное строительство. Были сооружены кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Смоленска, Серпухова, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри.

Но в целом в светской архитектуре преобладало дерево.

Деревянными были и многочисленные церковные постройки в селах. Очередной расцвет русского оборонного зодчества приходится на XVII век. В этот период возводятся настоящие шедевры русской фортификации: крепости Изборск, Порхов, Копорье, Шлиссельбургская крепость, Ивангород, Петропавловская крепость, Горицкий, Спасо-Евфимьев, Ферапонтов, Троице-Сергиев и другие монастыри, Новгородский, Псковский, Московский, Нижегородский, Казанский, Астраханский и Тобольский кремль.

В XVII веке по мере роста Русского государства строились новые города и разрастались и преобразовывались старые.

Архитектурное дело развивалось в соответствии с потребностями такого строительства.

В конце XVII века большой размах приобрели градостроительные работы, вызванные новыми хозяйственными, политическими и военными потребностями. Создаются города-заводы на Урале (Невьянск, Екатеринбург) и города-крепости на южных и северозападных границах страны (Таганрог, Кронштадт).

Исключительный размах архитектурных и градостроительных работ был связан с реформами Петра I. В этот период русская культура быстро овладевает опытом западноевропейского искусства последних столетий, сохраняя при этом национальное своеобразие. Радикальные изменения в характере архитектуры сказываются в застройке новых городов — Таганрога, Кронштадта и особенно Петербурга.

С 1740-х годов в архитектуре начинается блестящая эпоха расцвета русского барокко, воплотившегося в национальный вариант общеевропейского стиля. Русское барокко представлено в постройках архитектора С. И. Чевакинского — Никольский морской собор в Петербурге, архитектора Д. И. Ухтомского — колокольня Троице-Сергиевой лавры, а также в грандиозных архитектурных комплексах великого В. В.Растрелли — Большом дворце в Петергофе, Большом Екатерининском дворце в Царском Селе, Зимнем дворце и ансамбле Смольного монастыря в Петербурге.

В 1760-е годы на смену барокко приходит классицизм.

В эпоху зрелого классицизма были предприняты грандиозные градостроительные работы.

Специальная комиссия под руководством архитекторов А. В. Квасова, а затем И. Б. Старова разработала планы регулярной застройки более 400 городов России.

В Петербурге в строгих и лаконичных формах ампира, зрелой фазы классицизма, были решены монументальные ансамбли архитектора К. И. Росси — Михайловской площади с Михайловским дворцом, южной части Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Александрийской площади со зданием театра, Театральной улицы и площади Чернышева моста, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.

Формирование классицистического центра города завершилось сооружением мощного купольного храма — Исаакиевского собора.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом