Искусство белокаменной резьбыВ XII веке во многих княжествах сложились свои архитектурные школы, в том числе в Чернигове, Овруче, Смоленске. Одна из наиболее значительных школ древнерусского зодчества — это владимиро-суздальская. Она сформировалась в середине XII века во Владимирском великом княжестве, во многом благодаря независимой политике владимирских князей, которые хотели превратить Владимир в административный и духовный центр Северо-Восточной Руси.

Представители этой школы создали новые архитектурные формы, в которых органически слились классическое совершенство конструкций и строительной техники, ясность пропорций и богатство резного белокаменного декора.

Была точно найдена соразмерность архитектурных масс в сочетании с виртуозно выполненными деталями, имеющими явные точки соприкосновения с романским искусством Европы. К работам владимиро-суздальской школы относится величественный кафедральный Успенский собор, суровые крепостные Золотые ворота во Владимире, пышно декорированный княжеский дворец в Боголюбове, изящная церковь Покрова на Нерли, торжественно-монументальный, в верхних частях сплошь покрытый белокаменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире.

Искусство белокаменной резьбы достигло своей вершины в изощренном декоре последнего памятника владимиро-суздальской школы — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Его стены сплошь покрывали орнаментальные и сюжетные рельефы, многофигурные композиции в килевидных закомарах в своей совокупности воссоздавали христианско-славянскую картину мироздания.

Интенсивный процесс развития архитектуры древнерусских княжеств был прерван монголо-татарским нашествием. Были разрушены многие города, монастыри, храмы, церкви.

Хозяйственная жизнь Руси пришла в упадок. Но с конца XIII в. в Северо-Западной Руси возобновляется каменное строительство, и начинается новый подъем новгородской школы зодчества.

Местные мастера создают новый тип сравнительно небольшого приходского храма.

А во второй половине XIV века в Новгороде уже сооружали великолепные храмы: церковь Федора Стратилата на Ручье, церковь Спаса на Ильине.

Стройные, удлиненных пропорций храмы совмещали живописность и пластическое богатство архитектурного декора с ясностью и компактностью общей архитектурной композиции. Усиление Московского княжества и роли Москвы как центра объединения русских земель в 1320-1330-е годы привело к развитию московской школы архитектуры и изобразительного искусства.

В Москве началось строительство церквей и соборов, а также крепостное строительство.

Возник сугубо московский тип белокаменного храма: компактный, одноглавый, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников под главой, резными декоративными поясами на фасадах. Живописно-праздничный, динамичный характер композиции этих построек нашел наиболее полное воплощение в Спасском соборе Спасо-Андро-никова монастыря в Москве.

В XIV веке Дмитрий Донской пригласил в Россию иностранных архитекторов, которые участвовали в укреплении Москвы — создании каменных стен со стрельницами и башнями.

В XV веке эта традиция была продолжена, в Москве работали такие иностранные строители: Антоний Фрязин (Антонио Джиларди), Аристотель Фиорованти из Болоньи, Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), еще один Петр Фрязин (Пьетро Франческо) — всех итальянцев в Москве в те времена называли общим именем «фрязин». Согласно летописи все они были строителями московского Кремля.

Аристотель построил также новгородский Кремль, Петр Фрязин (Франческо) закончил каменную ограду Нижнего Новгорода, Петр(Антоний) Фрязин возвел стены Китай-города в Москве. Построены были также Архангельский собор, в убранстве фасадов которого широко использованы декоративные элементы, характерные для итальянского Возрождения; домовая церковь московских государей — Благовещенский собор; Грановитая палата с гигантским одностолпным приемным залом; столпообразная колокольня Ивана Великого, ставшая центром всего ансамбля.

Новые кирпичные стены с двадцатью башнями сделали Кремль одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три новые линии городских укреплений: каменные стены Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены Земляного города.

Они определили радиально-кольцевую планировку Москвы.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом