Фортепианное творчество русских композиторовФортепианное творчество русских композиторов той поры представлено истинными шедеврами, хотя и немногочисленными: «Исламеем» Балакирева, «Картинками с выставки» Мусоргского, 1-м концертом для фортепиано с оркестром Чайковского. Русская музыка второй половины XIX века — это одна из самых ярких страниц в истории мирового музыкального искусства. Произведения, относящиеся к этому периоду, отличаются глубиной и богатством содержания, своеобразием языка и средств художественной выразительности.

К концу XIX века формируется следующее поколение русских композиторов: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. И. Танеев.

Для Танеева характерно повышенное внимание к мастерам прошлого, что отразилось на его собственном музыкальном стиле.

Тенденция неоклассицизма заметна и в произведениях Глазунова.

Лядов проявил себя как оригинальный художник в области музыкальных миниатюр.

Начало XX века отмечено в русской музыкальной культуре появлением новых стилей и течений, пересмотром многих характерных для предыдущей эпохи ценностей и критериев эстетической оценки музыкальных произведений. Совокупность новых течений этого периода критики называют «модернизмом».

Музыка А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского проникнута напряженностью, беспокойством, особо для нее характерна приподнятость.

Сочинений оперного жанра в этот период немного, среди них поздние оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» Рахманинова.

В симфоническом жанре в начале XX века продолжали работать Глазунов, Скрябин, Рахманинов.

Камерно-инструментальные жанры занимали большое место в творчестве Танеева и Глазунова. Расцвета достигла фортепианная музыка в творчестве Рахманинова, Скрябина и Метнера.

У Скрябина и Метнера широкое развитие получает жанр фортепианной сонаты. Для Рахманинова более органичен жанр сольного концерта с оркестром.

Его фортепианные концерты — вершина развития этого жанра в русской классической музыке. Яркого расцвета в этот период достигло музыкальное исполнительство.

В России и за рубежом получили признание дирижеры В. И. Сафонов, А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкий, оперные артисты А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, Ф. И. Шаляпин, камерная певица М. А. Оленина-дАльгейм, пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер и С. В. Рахманинов.

Начало XX века — это годы расцвета творческого таланта И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Вызывающе смелыми стали такие произведения, как балеты Стравинского — «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» — и «Скифская сюита» Прокофьева.

Октябрьская революция 1917 года разделила русское музыкальное искусство на зарубежное и советское. Россию покинули Стравинский, Рахманинов, Прокофьев, многие другие композиторы и исполнители.

Советская музыкальная культура ориентировалась прежде всего на массовые музыкальные жанры, направленные на слияние музыки с политической агитацией.

Основным жанром музыкального творчества в советский период становится массовая песня, рассчитанная на коллективное исполнение. Начинается борьба между Российской ассоциацией пролетарских музыкантов и Ассоциацией современной музыки.

Представители первой считали основным критерием оценки музыкального искусства «соответствие психологии рабочего класса», а представители второй признавали все музыкальные жанры и пропагандировали современную музыку разных стилей и направлений.

Но в 30-е годы споры заканчиваются и устанавливается государственное управление музыкальной культурой.

Появляются Союз советских композиторов, Комитет по делам искусств, Всесоюзный радиокомитет, Государственная филармония.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом