Александровский монастырьАлександровский монастырь, по преданию, заложил сам Александр Невский. Правда, его старые постройки, как и во многих других монастырях, были частично разрушены во время войн, и современный облик комплекса сложился в XVII веке.

В царствование Петра I почитание Александра Невского вошло в моду, так как отвечало политическим амбициям царя — и обитель получила крупное денежное вливание. На эти средства в 1695 году строится нарядная Вознесенская церковь с двумя рядами окон и с врезанным порталом, декорированным резными валиками, и колокольня с тремя ярусами узких окон в шатре.

Далее вверх по реке, на ее противоположных берегах, расположились два архитектурных ансамбля — Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. Спасо-Евфимиевский монастырь с его мощными краснокирпичными стенами выглядит неприступной крепостью.

Возникший в пору княжеских междоусобиц в середине XIV века мужской Спасский монастырь был форпостом городских укреплений.

Конечно, тогда он был деревянный, но, к сожалению, древних построек не сохранилось. Полтора века спустя у обители появились московские покровители и каменные постройки.

Стена протяженностью более километра строилась в 1660-1664 гг. и была укреплена 12 башнями. Проездная башня монастыря — квадратное сооружение 20-метровой высоты, крытое «шатром», оно украшено по верхним ярусам, видным издалека, несколькими рядами колонок и поясами изразцов, даже бойницы оформлены наличниками.

Низкие своды арки ведут внутрь монастыря. Главное здание ансамбля — Спасо-Преображенский собор.

Это пяти-купольный храм с хорошо сохранившейся фасадной росписью, датируемой 1594 годом. Интерьер тоже представляет художественную и историческую ценность — фресковые росписи выполнены прославленными мастерами Поволжья Силой Савиным и Гурием Никитиным.

Росписи хорошо сохранились, отличаются яркостью красок и богатством сюжетов.

К западу от собора стоит Успенская трапезная церковь, покрытая красивым восьмигранным шатром.

Архитектура церкви представляет интерес для знатоков истории церковного зодчества.

Это один из примеров самого раннего использования шатрового завершения церквей — национального приема зодчества, сложившегося в русской архитектуре в первой половине XVI века. Дальнейшее развитие шатровое зодчество получило в следующие десятилетия.

В стенах Спасо-Евфимиевского монастыря разместилась одна из интереснейших экспозиций музея-заповедника — «Золотая кладовая». Это собрание изделий мастеров обработки драгоценных металлов и древнерусского шитья.

Сразу за монастырской стеной находится тюрьма. Здание темное и мрачное, не хватает только известной цитаты из Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Официально тюрьма предназначалась для узников с нарушенной психикой, но использовалась также для содержания политзаключенных. Узнать об истории этого места и его обитателях можно, посетив экспозицию «Узники тюрьмы».

На месте монастырской слободки стоят парные церкви — Смоленская и Си-меоновская. Смоленская церковь очень нарядна, похоже, здешние мастера пытались украсить ее всеми известными им способами.

На противоположном берегу Каменки за невысокими белыми стенами раскинулись сооружения женского Покровского монастыря. Основанный в XIV веке монастырь принимал на постой именитых монахинь-узниц.

История этой женской тюрьмы полна легенд, загадок и тайн.

В 1525 году здесь умерла первая ссыльная — инокиня Александра, дочь великого князя Ивана III. Вскоре монастырь стал тюрьмой для жены великого князя Василия III Соломонии Сабуровой — инокини Софьи.

Официальной причиной развода и вторичной женитьбы великого князя на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного, было бесплодие Соломонии, но, возможно, князь просто хотел породниться с более влиятельной группировкой.

Как бы там ни было, Соломония отправилась в монастырь. Для тех времен это был не худший вариант, в иных местах неудобную жену просто обвиняли в неверности и осуждали на смерть.

В 1934 году при обследовании нижнего полуподвального этажа исследователи сделали удивительную находку — погребение, где вместо младенца была похоронена кукла. Эта находка перекликается с одной из исторических загадок.

Дело в том, что после заточения Соломонии в монастырь стали активно распространяться слухи о рождении у бывшей княгини сына. Более поздние сплетни гласили, что для спасения младенца царской крови была инсценирована его смерть, но похоронили куклу.

И вот погребение с куклой было обнаружено рядом с могилой Соломонии. В подклете собора сохранились могильные плиты с именами одной из жен Ивана Грозного — Анны Васильчиковой; царской снохи Евдокии Сабуровой, а также жены известного опричника, любимца Грозного Алексея Басманова и других.

Много лет в Покровском монастыре провела жена Петра I Евдокия Лопухина (под именем инокини Елены).

Не только представительницы знатных фамилий становились узницами монастыря: в XIX в. это здание использовалось под тюрьму для присланных на «исправление» из заволжских скитов раскольниц. Существующие сегодня стены и башни строились в XVII-XVIII вв. Башни XVII века сосредоточены по северной стене монастыря, они покрыты высокими восьмигранными шатрами с узкими оконцами — миниатюрная копия оборонительных сооружений соседнего Спасо-Евфимиевского монастыря.

Парадный вход в обитель — двухпролетные Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью — должен заинтересовать знатоков и любителей церковного зодчества. Архитектурное решение достаточно оригинальное — куб башни завершает небольшая церковь с двумя рядами кокошников в шахматном порядке и тремя куполами с узкими окнами.

Покровский собор, построенный в 1510-1514 гг., — первое каменное сооружение, воздвигнутое по приказу Василия II. Это изящная легкая трехкуполь-ная постройка, окруженная галереей с трех сторон.

Одновременно с собором была сооружена колокольня, но в конце XVII века ее надстроили и увенчали традиционным для того времени шатровым покрытием. Переход, появившийся в XVIII веке, соединяет ее тяжелый восьмигранный столп с западной папертью собора.

В глубине монастырского двора находится двухэтажное здание монастырской трапезной с Зачатьевской, или, как ее еще называют, Иоакимо-Анненской церковью. Этот храм, построенный в XVI веке, выглядит очень эффектно — ромбический орнамент, выложенный красным кирпичом, ярко выделяется на белых стенах.

Историки предполагают, что в сооружении трапезной принимал участие архитектор из Польши, где подобный прием декорирования фасадов был широко известен. Иерархи монастыря руководили вотчиной железной рукой.

Для надсмотра над обширным хозяйством имелся специ-шшшаш, альный штат «приказных» — дьяков и подьячих, творивших суд и расправу над крестьянами-недоимщиками. Для этого была построена Приказная изба, или Судный дом, в котором имелась специальная камера для неплательщиков — каменный мешок размером два на четыре метра с единственным, закрытым решеткой маленьким оконцем.

Интерьер Приказной избы был восстановлен реставраторами, так что сегодня можно посетить это место. В Суздале можно с удовольствием провести несколько дней, осматривая храмы и музейные экспозиции, но не стоит забывать, что впереди еще одна драгоценная жемчужина в ожерелье древнерусских городов — Владимир.

В 2008 году древний Владимир отмечает 900-летие. Согласно летописям, киевский князь Владимир Мономах в 1108 году основал город на берегу реки Клязьмы (на месте более древних поселений).

Новый город именовался Влади-миром-на-Клязьме, в отличие от более древнего Владимира-Волынского.

Знакомство с шедеврами владимирского зодчества традиционно начинается с Золотых ворот.

Этот парадный въезд в город построен на линии валов в 1158-1164 годах.

Ворота с 14-метровой проездной аркой венчает площадка, на которой располагается надвратная Риз-положенская церковь. В древности медная обивка деревянных створов ворот была вызолочена — отсюда и название ворот.

Золотые ворота Владимира уникальны, по ним и по киевским Золотым воротам можно судить об уровне фортификационного искусства Древней Руси — он был очень высоким.

Над Клязьмой, в пределах древнего центра Владимира — «детинца», остатки которого выявлены археологическими раскопками, в XII веке были построены Успенский и Димитриевский соборы.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом