КостромаНа Нижней Дебре, где в древности, судя по названию, была лесная чаща — «дебрь», сохранился великолепный памятник русского зодчества XVII века — церковь Воскресения на Дебре. Ее построили в 1652 г. на средства купца Исакова.

По силуэту церковь напоминает Троицкий собор Ипатьевского монастыря, но ее архитектурный декор несравненно более замысловатый: множество рельефных украшений, наличники, кессоны с изображениями птиц и животных.

Большая часть фресковой живописи того времени не сохранилась, но особым почтением пользуется памятник русской живописи XIII века — икона Федоровской Богоматери. Ее лицевая сторона переписана, но на обороте сохранилось древнее изображение Параскевы Пятницы.

Для знатоков и любителей архитектурных памятников Кострома в первую очередь является заповедником русского классицизма конца XVIII и первой половины XIX столетия.

Центр города сохранил единство архитектурного ансамбля, здесь представлены почти все периоды развития русского классицизма.

Изюминкой города является сохранившийся с XVIII века торговый центр.

С Большими мучными рядами соседствуют здания пожарной каланчи (1823-1826) и гауптвахты (1824-1825). Костромская каланча — одна из самых ранних построек такого рода и одна из немногих сохранившихся.

Это здание похоже на античный храм, увенчанный смотровой вышкой.

Рядом с каланчой стоит гауптрахта, которая составляет ей гармоничную пару.

Это постройка дорического стиля с шестиколонным портиком.

Интересен дом генерала Борщо-ва — особняк дворцового типа с мощной колоннадой, увенчанной коринфскими капителями, это одна из последних работ П. Фурсова. Напротив северного фасада Красных рядов расположилось здание Присутственных мест, возведенное в 1806- 1809 гг. предшественником Фурсова, губернским архитектором Н. Метлиным.

На берегу Волги стоит беседка, носящая название «беседка Островского», выстроенная в начале XIX века. Круглая постройка с восемью ионическими колоннами типична для русского классицизма.

Считается, что великий знаток жизни Поволжья, бывая в Костроме, сиживал тут, обозревая окрестности. А. Н. Островский был тесно связан с Костромой, в здешних местах он владел усадьбой Щелыково (ныне там располагается литературно-мемориальный музей великого драматурга).

Именем Островского назван в Костроме областной драматический театр. Среди монументов, украшающих улицы и площади города, два памятника отличаются необычной судьбой.

Один их них — памятник В. И. Ленину, стоящий в Парке культуры и отдыха. Постаментом для него послужило основание памятника 300-летию дома Романовых, который начали сооружать в 1913 г., но к 1917 г. так и не завершили.

В Костроме в 1851 г. был построен первый памятник Сусанину, русскому патриоту-костромичу (проект известного скульптора В. И. Демут-Малиновского). Памятник венчает бюст царя Михаила Романова, а внизу — коленопреклоненная фигура Сусанина.

Новой власти не понравилась поза патриота, поэтому памятник уничтожили и в 1967 году поставили новый, политкорректный, в сквере на Молочной горе.

В центре города сохранилось множество памятников архитектуры русского классицизма первой половины XIX века. На проспекте Мира стоит замечательно сохранившийся дом Дворянского собрания.

Рядом располагается Костромской художественный музей, в котором имеется прекрасная коллекция икон, тут также хранятся полотна русских художников, особенно интересен раздел живописи конца XIX — начала XX века, его украшают полотна К. А. Коровина, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, А. Я. Головина.

Местами Кострома выглядит, как «маленький Петербург», это прекрасный город, вам не будет тут скучно.

Когда туристам предлагают посетить Иваново, это часто вызывает недоумение.

Город молодой, основан в 1871 году и среднестатистическому жителю СНГ на ум приходят только два пункта: «ткацкая фабрика» и «город невест».

Дорога из Костромы в Иваново будет долгой, слишком много остановок по пути.

На противоположном берегу Волги, в полутора километрах от реки, расположилось старинное село Красное. Здесь с давних пор процветает ювелирный промысел, прежде всего филигранные и черневые работы по серебру.

Продукция современных мастеров тоже представляет большой интерес, и на нее есть устойчивый спрос. Кстати, если вы любите привозить из поездок сувениры, то именно этот участок «Золотого кольца» настоящий Клондайк!

Визит в Красное — это только начало!

Следующая остановка в Приволжске, это город совсем юный, 1938 года рождения.

Он образовался из старинного села Яковлевского и окрестных деревенек, а село это издавна славилось своими холстами, полотенцами и салфетками. В наши дни Яковлевский льнокомбинат — предприятие, элитная продукция которого хорошо известна по всему миру, так что здесь можно сделать вторую серию закупок сувениров.

Окрестности Приволжскабогаты археологическими памятниками.

На правом берегу реки Шачи расположено городище бронзового века Васькин поток.

Около деревни Горки в 1929 г. был раскопан могильник того же периода.

Дальше путь наш лежит в Плёс — место прославленное многими российскими художниками.

Тихий живописный городок, уютно расположившийся на берегу великой русской реки, привлекал многих художников, артистов, писателей.

Здесь бывали И. Е. Репин, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский.

В Плёсе жил Ф. И. Шаляпин. И. И. Левитан провел в Плёсе два летних сезона (1886 и 1888), и здешние места вдохновили его на цикл работ.

В Плёсе и по сделанным здесь эскизам были созданы полотна «Вечер.

Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Ветхий дворик», «Вечерний звон», «Тихая обитель» и прочие, составляющие гордость русской пейзажной живописи.

В доме Солодовникова, где художник останавливался в свой первый приезд, в 1972 году открыт дом-музей И. И. Левитана. Перед входом стоит бюст Левитана работы ивановского скульптора Н. В. Дадыкина.

В доме выставлено несколько работ художника и полотна других русских пейзажистов: А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. С. Степанова, В. В. Переплетчикова, Л. В. Туржанского, Н. В. Мещерина, СП. Кувшинниковой и др.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом